Расцвет русского зодчества в XVI-XVII веках
В XVI векена Руси завершается процессобъединение земельвокруг Москвы.Художественныепроцессы,сопровождавшиеформированиецентрализованногорусского государства,нередко называют«русским возрождением».
Развитие и укрепление государства требовалодемонстрации его силы и мощи. Храмовое строительствокак нельзя лучше подходило для этой цели.СпасскийПреображенскийсоборНовоспасскогомонастыряв Москве,1645-47
В конце XV века формируется центральныйархитектурно-культовый ансамбльгосударства – Соборная площадьМосковского Кремля.
Соборная площадь явилась не толькосредоточием главных государственных храмов.Здесь представлены важнейшие типырусского храмового зодчества:пятиглавые и одноглавые храмы,гражданские палаты, столпные колокольни.Д. Кваренги.Соборнаяплощадь,1797
Архангельскийсобор –усыпальницаВеликихкнязей ицарей московских(1505-1508).Этовеличественныйпятиглавых храмс чертамиитальянскогоВозрождения.
Успенский собор –главный храмгосударства, гдекороновались цари иобъявлялись указы(1475-79).Этот тип храмабудет культивироватьсяв течение четырех вековв качестве основного,государственного.
Благовещенский собор –домовый храмрусских князейи царей(переделка1563-66 годов).Такие многоглавыехрамы будути в дальнейшем выражать торжествои ликование.
К XVII веку большойпятиглавый храм,в разработке которогопринял деятельноеучастиепатриарх Никон,станет единственноразрешеннымофициальнымтипом храма.СпасскийПреображенскийсоборНовоспасскогомонастыряв Москве,1645-47
Очень часто каменные храмы стоилина месте старых деревянных. В новые постройкиневольно переносили привычные чертыдеревянного зодчества (шатровые верхи,галереи-гульбища, четверики и восьмерики).ЦерковьВознесенияв селеКоломенскомпод Москвой,входна галерею,1533
Одним из самых значительных храмов подобного типастала церковь Вознесения в царском селе Коломенскоепод Москвой (1533).
Для защитымолодого русскогогосударства возводилосьмножество крепостей.Большинстворусских крепостей,сохранившихся сегодня,построены в это время.Симоновмонастырьпод Москвой,башня «Дуло»,XVI век(шатер XVII века)
И в храмовую архитектурузодчие переносилиприемы крепостногостроительства.Появились храмы,напоминающиекрепостные башни –столпные храмы.ЦерковьУсекновения главыИоанна Предтечив селе Дьяковопод Москвой,XVI век
В самых значительныхпостройках зодчиечасто сочеталиособенностистроительствашатровыхи столпных храмов.Самой яркойпостройкойтакого типа сталПокровский соборв Москве(1552-54).
Главный фасад собора с галереями и крыльцамиобращен в сторону Кремля.
В структуре Покровского собора(собора Василия Блаженного)отразилась центральнаягосударственная идея того времени –утверждение Москвы как третьего Рима.Потому в самойпостройке виделисимволНебесногоИерусалима(града Божьего),либолегендарногограда Китежа.
Черты деревянного строительства, с его обильнымиукрашениями резьбой, были перенесены русскимимастерами в монастырское и гражданское зодчество.Крутицкоеподворьев Москве,окнатрапезной,1682
Примером для подражания здесь сталТеремной дворец Московского Кремля.1635-36
Его почти венецианскаявнешность прекраснодополнялась типичнорусским «травным»орнаментом в интерьерах.
К XVII веку Московский Кремль окончательнопотерял свое оборонное значение,и в соответствии с новыми вкусаминад его башнями были возведенымногоярусные шатры.
В XVII векеобилиекаменныхузоровпришло ив храмовоезодчество,породивособыйстиль –«русскоеузорочье».ЦерковьРождестваБогородицы,в Путинках,1646-52
ЦерковьТроицыв Никитникахв Москве,1628-51
Бурно расцветаетв это времядревнее искусствоизразцовой керамики.Теперь расписнымикерамическимиплиткамизакрывают наружныестены здания,выводя прихотливыефризы и узоры.Крутицкое подворьев Москве,изразцыНадвратного терема,1693-94
В самом концеXVII столетияна Русь проникаютидеи модного тогдав Западной Европебарокко.Появляется множествоподражаний, которыеоднако еще продолжаютлинию «русского узорочья».ЦерковьПокроваБогородицыв селеФилипод Москвой,1693
Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскимиусадьбами. Потому и называют постройки такого стиля«голицынским барокко» или «нарышкинским барокко».ЦерковьПокроваБогородицыв селеФилипод Москвой,1693
В этих постройкахвидны попытки зодчеговыстроить абсолютносимметричнуюкомпозицию,которая, тем не менее,повторяет формурусскогостолпного храма.ЦерковьЗнаменияв селеДубровицыпод Москвой,1690-1704
Несмотря на обилие скульптуры и употреблениенекоторых барочных форм, эти постройки завершаютразвитие «русского узорочья». Настоящее русскоебарокко развивается по иному пути уже в XVIII веке.ЦерковьЗнаменияв селеДубровицыпод Москвой,1690-1704