История одной песни…
Полуостров Рыбачий - единственное место советско-германского фронта, где немцам не удалось пересечь государственную границу .
Парень хотел преподавать литературу, но подготовка к войне грубо развернула его жизнь в ином направлении. Новобранцев посадили в эшелон и повезли на полуостров Рыбачий. К мурманским горам Муста-Тунтури. Так Букин сменил сельский ручеек Дубок на Баренцево море. Парень хотел преподавать литературу, но подготовка к войне грубо развернула его жизнь в ином направлении. Новобранцев посадили в эшелон и повезли на полуостров Рыбачий. К мурманским горам Муста-Тунтури. Так Букин сменил сельский ручеек Дубок на Баренцево море.
Место дичее дикого, но провел Букин на нем всю войну. Война заставила его пройти ускоренный курс газетных наук, и солдат стал корреспондентом, а к концу войны редактором газеты «Североморец». А рядом все время были стихи. Место дичее дикого, но провел Букин на нем всю войну. Война заставила его пройти ускоренный курс газетных наук, и солдат стал корреспондентом, а к концу войны редактором газеты «Североморец». А рядом все время были стихи.
Тема у него была одна - горы и море. И писать он учился тоже у моря: строку посылал за строкой, как воды посылают волну за волной
Однополчане стали называть его «артиллерийским поэтом». Однажды на Рыбачьем появились композитор Константин Листов и поэт Василий Лебедев-Кумач. Мимолетная встреча многое дала для понимания этого жанра. Однополчане стали называть его «артиллерийским поэтом». Однажды на Рыбачьем появились композитор Константин Листов и поэт Василий Лебедев-Кумач. Мимолетная встреча многое дала для понимания этого жанра.
Образы и слова он находил свободно. Соединил горы и волны, статику и динамику. Горы - незыблемость, море - вечное движение. Поместил в стихах биение жизни, ее прилив и отлив, закончил, сложил бумагу треугольником и с оказией отправил в Мурманск, в газету Северного флота «Краснофлотец». Через некоторое время на полуостров пришел свежий номер, а в нем стихи Букина и приписка от руки писать еще. Однажды, включив радиоприемник, Букин услышал песню с родными словами. Образы и слова он находил свободно. Соединил горы и волны, статику и динамику. Горы - незыблемость, море - вечное движение. Поместил в стихах биение жизни, ее прилив и отлив, закончил, сложил бумагу треугольником и с оказией отправил в Мурманск, в газету Северного флота «Краснофлотец». Через некоторое время на полуостров пришел свежий номер, а в нем стихи Букина и приписка от руки писать еще. Однажды, включив радиоприемник, Букин услышал песню с родными словами.
Самодеятельный поэт прославил Заполярье, но и Полярный круг прославил поэта. По зову Родины воевал и работал Николай Иванович Букин, по зову сердца написал свои стихи «Ой ты, море», «О скалы, гранитные скалы», которые положены на музыку и стали для фронтовиков душевным боеприпасом, дальнобойным снарядом. Недаром говорил Суворов, что песня удваивает, утраивает армию. Самодеятельный поэт прославил Заполярье, но и Полярный круг прославил поэта. По зову Родины воевал и работал Николай Иванович Букин, по зову сердца написал свои стихи «Ой ты, море», «О скалы, гранитные скалы», которые положены на музыку и стали для фронтовиков душевным боеприпасом, дальнобойным снарядом. Недаром говорил Суворов, что песня удваивает, утраивает армию.
Позже музыку к стихам Букина написал - Е. Жарковский. А после того, как В. Бунчиков и П. Киричек исполнили ее по Всесоюзному радио, к песне пришла настоящая популярность. Позже музыку к стихам Букина написал - Е. Жарковский. А после того, как В. Бунчиков и П. Киричек исполнили ее по Всесоюзному радио, к песне пришла настоящая популярность.
После войны Букин жил в Москве. В 1952 году здесь вышла книга стихов и песен «Прощайте, скалистые горы». В 1958 году увидел свет сборник стихов и песен «Мы вышли в открытое море». В него вошло все лучшее, что создано поэтом. Это его творческий отчет. Даже в гражданских стихах о рабочем или хлеборобе чувствуются воля и дух матросский: «Но если снова бури грянут, запахнет порохом вдали, сойдут с комбайнов капитаны на боевые корабли»… В основу книги «Рыбачий» легли материалы и записи из потрепанных и пожелтевших от времени его фронтовых блокнотов, из очерков, опубликованных в дивизионной газете «Североморец», в которой он, как писал в предисловии к этой книге, прошагал все редакционные ступеньки — от корректора до редактора. После войны Букин жил в Москве. В 1952 году здесь вышла книга стихов и песен «Прощайте, скалистые горы». В 1958 году увидел свет сборник стихов и песен «Мы вышли в открытое море». В него вошло все лучшее, что создано поэтом. Это его творческий отчет. Даже в гражданских стихах о рабочем или хлеборобе чувствуются воля и дух матросский: «Но если снова бури грянут, запахнет порохом вдали, сойдут с комбайнов капитаны на боевые корабли»… В основу книги «Рыбачий» легли материалы и записи из потрепанных и пожелтевших от времени его фронтовых блокнотов, из очерков, опубликованных в дивизионной газете «Североморец», в которой он, как писал в предисловии к этой книге, прошагал все редакционные ступеньки — от корректора до редактора.