Муниципальное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №1. "Плакатное искусство в годы Великой Отечесвенной войны" Выполнила: ученица 9 «б» класса УСОШ № 1 Бубнова Маргарита. Руководитель проекта: учитель истории Воробьёва Марина Николаевна.
ЦЕЛЬ: Ознакомиться с понятием плакатного искусства. Провести анализ плакатов нацистской Германии и Советского Союза, выявить различия и общие черты.
Задачи: 1.Охарактеризовать понятие плакатного искусства. 2.Овладеть навыками исследовательской работы. 3.Способствовать патриотическому воспитанию молодежи. 4.Создать компьютерную презентацию и подготовить реферат по теме исследования.
Перспективность: Данная работа может быть использована при подготовке уроков истории, внеклассных мероприятий.
Подготовительный - Выявление и обсуждение проблемы. - Презентация литературы. - Обсуждение и уточнение плана работы. Итоговый - Презентация реферата. - Выступление на НОУ. Основной - Консультации с руководителем и Специалистами. - Оформление реферата. - Подготовка внешней презентации работы. Оценка и коррекция - Оценка реферата руководителем и Специалистами. - Самооценка. - Подведение итогов.
В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат». В период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом. Патриотический подъем советского народа, его морально-духовное единство стали той основой, на которой взросло советское искусство в годы Великой Отечественной войны.
В период Великой Отечественной Войны плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня. Плакаты показывали живой образ человека с яркой психологической характеристикой, они были реалистические и эмоциональные. Отзываясь на главные и характерные события времени, советские плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы.
Плакат (от франц. слова «планар» - «объявление», «афиша»)- разновидность графики, лаконичное броское изображение на листе бумаги, сопровождаемое текстом.
Художники-плакатисты Советского Союза оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели было выпущено массовыми тиражами пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти.
Уже к вечеру 22 Июня 1941 года Кукрыниксы (Псевдоним по первым слогам фамилий -М.Куприянов, П.Крылов, Соколов) создали эскиз плаката "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов.
Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет "Родина-Мать зовет!" И.Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в призывающем жесте.
В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты : "Вперед за нашу победу" С.Бондара, "Наше дело правое. Враг будет разбит!" Р. Гершаника, "Фашисты не пройдут!" Д.Шмаринова, "Вперед Буденовцы!" А.Полянского, "Стальной лавиной раздавим врага" В.Одинцова, "Руби ГАДОВ!" М.Авилова, "Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!"
В советских плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. К числу таких плакатов относятся : "Так было. Так будет!"Н.Долгорукова, "Славна богатырями земля наша" В.Говоркова, "К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей" В.Одинцова, "Грудью на защиту Ленинграда" А.Кокорекина.
Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: "Прогулы ликвидировать полностью!" С.Игуманова, "Брак-Враг" Б.Клинч, "Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт" Я.Бекетова, "Собирай ЛОМ", "Ты чем помог Фронту?" и другие.
Один из самых известных плакатов тыловой тематики - "Не болтай! Будь на чеку" принадлежит московской художнице Н.Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы, мать солдат-фронтовиков, текст к плакату написал С.Маршак. Этот же актуальный сюжет лег в основу плаката В.Конашевич "Не болтай, враг слушает" .
Одной из самых знаменитых организаций художников -плакатистов Великой Отечественной Войны были "Окна ТАСС"(группа московских писателей и художников: А.А. Аскит, А. Бубнов, В.Н. Дени, Д.С. Моор, В.В. Лебедев, М.Н. Черемных и другие), продолжившие традиции окон "РОСТА" периода гражданской войны. Плакаты этой серии состояли из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами. Тиражировались вручную, при помощи трафарета, наиболее удачные переиздавались печатным способом.
Широкую известность получили периодические плакатные серии: "Слава Героям Отечественной Войны", "Боевые эпизоды" (издательство ИСКУССТВО"), "Герои и Подвиги (Госполитиздат), "Боевой карандаш" (Ленинградское отделение Союза советских художников).
Художники - плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных относятся плакаты: "Партизаны, Бейте врага без пощады!" В.Корецкого и В.Гицевич, " От народной мести не уйти врагу!" И.Рабичева, "Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!.." А.Кокорекина.
Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В.Корецкого "Будь героем!", "Народ и Армия непобедимы!", "Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница-Бойцу помощник и друг!". Они создавались специальной режиссерской съемкой с использованием фотографии. Почти все последующие листы В.Корецкого, особенно решенные как единое сцена с несколькими персонажами, выполнялись методом фотомонтажа.
Плакатное искусство развивалось не только в СССР, но и в фашистской Германии. Гитлер лично занимался вопросами искусства. главного выставочного зала Третьего рейха. Первая Grosse deutsche Kunstausstellung (Большая немецкая художественная выставка – аналог Всесоюзной художественной выставки), открылась 18 июля 1937 г., она была организована по прямому указанию Гитлера – как образец, указывающий путь спасения немецкой культуры. Эта выставка, ставшая ежегодной, отражала личные вкусы фюрера, так как единственным членом «жюри» был назначенный им Генрих Гофман, который в сентябре 1935 г. жестко и точно обозначил задачи искусства, его место в национальной культуре Третьего рейха.
Политические плакаты Германии того времени сделаны на высоком художественном уровне, обладают ясностью, законченностью образов, остротой, лаконичностью, доступностью восприятия. В тридцатых – сороковых годах в Германском плакатном искусстве работали такие мастера как: Херберт Байер, Феликс Альбрехт, Людвиг Холвейн, Ханс Сталютер, Фритц Неузер, Инге Дрекслер, Герман Кеимель. Все они, как и многие другие сотрудничали с министерством пропаганды и разрабатывали кроме чисто коммерческих плакатов, плакаты с ярко выраженным политическим звучанием.
Различия и общие черты плакатов противоборствующих сторон. Плакат 41 года И. Тоидзе 41г
ВЫВОД Безусловно, что искусство обоих режимов имеет много общих черт. Это было искусство, порожденное тоталитарными режимами. Искусство находилось под партийным, идеологическим контролем и имело задачу воздействовать на массы, с целью воспитания требуемого политического мировоззрения. Воспитанию масс способствовало и искусство плаката. В плакатном искусстве СССР и Германии много похожего, общего, но есть и ряд различий. Это объясняется различными культурными традициями, художественными школами, менталитетом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В годы Отечественной войны плакатное искусство с честью выполнило свой патриотический долг, а также отразило идеологию двух противоборствующих стран. Художники-плакатисты пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило им и в первые послевоенные годы создавать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.