1 СЕНТЯБРЯ Тема:«От пера до компьютера». Берестова Татьяна Николаевна Учитель начальных классов ГОУ СОШ №163 города Москвы
1 СЕНТЯБРЯ-ДЕНЬ ЗНАНИЙ. Какой государственный праздник отмечает наша страна 1 сентября? Учёба, здравствуй!Школа, здравствуй!Идём за знаньями в поход!Сегодня праздник!Школьный праздник!Встречаем мы учебный год!
Почему день знанийотмечают 1 сентября? Официальным праздником первое сентября стало только в 1984 году по учреждению Верховного Совета СССР. 1 сентября открывает начало учебного года. Весь сентябрь принято считать месяцем познаний. В этот день не только торжественно открываются двери учебных заведений. 1 сентября знаменует собой силу человеческого ума, призванного служить во благо человечества и всей природы!
Что такое знание? Знание —отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.
Какую роль знания играют в жизни человека? В жизни современного человека, знания играют важнейшую роль. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Как вы понимаете слова английского философа Френсиса Бекона «Знание – сила»? Все области жизни, все возрасты, профессии покорны могучей и благородной силе – силе Знаний. Знания открывают мир, дают уверенность в своих силах, помогают найти верный путь в жизни. Каждое человеческое творение — это результат знаний, и нескончаема дорога к новым открытиям, изобретениям, усовершенствованиям.
ШКОЛА В ПРОШЛОМ.Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет». Картина В.Е. МаковскогоКустодиев Б.М. Земская школа в Московской РусиКартина В.Е. Маковского
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛАКомпьютерный классСпортивный зал Кабинет начальных классов Кабинет физики
Что могло поразить ученика, попавшего из школы прошлого в школу сегодняшнего дня? А могло ли ему что-то показаться знакомым? Какие изменения произошли в школе?
О чём не говорится в песне? Чему ещё «учат в школе»? Наряду с высокими требованиями к обучению, использованием новейших средств обучения, неизменными остаются подходы к нравственному воспитанию. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Знание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский
Почему учиться стало сложнее? Современная школа работает в условиях всё усложняющегося общества, требующего высокого уровня профессиональной подготовки, умения действовать в сложных жизненных ситуациях.
Почему в песне говорится «добывать знания», а не «полу-чать»?Основная цель образования –приобщение человека кдостижениям цивилизации, передача и сохранение еекультурного достояния. Это означает, что изучать в школахнеобходимо не только достижения прошлого, но и инно-вационные технологии, которые будут необходимы вбудущем. Учащиеся должны уметь выполнять исследо-вательские проекты, творческие задания, изобретать,понимать и осваивать новое, быть открытыми и способнымивыражать собственные мысли, уметь принимать решения ипомогать друг другу, формулировать свои интересы иосознавать свои возможности, соотнося их с потребностямиобщества.
Реформы образования в разные эпохи.Образование в первобытных обществах.Развитие образования в XVII веке.Реформа образования Петра Великого.Образование в послепетровское время в XVIII веке.Образование России в XIX веке.Реформа образования П.А.Столыпина.Стратегия современных реформ образования России.
В примитивных, перво-бытных обществах не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. Все необхо-димые знания, навыки и способности приобре-тались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени.
Потребности в образовании в XVII в. были продиктованы практическими нуждами: развитие торговли,произ-водства, формирование админист- ративного аппарата – все это требовало от людей знаний определенного уровня и практических навыков. Во второй половине XVII в. в Москве было создано несколько государственных школ, готовивших служащих для работы в учреждениях.
Широкие и глубокие перемены во всех сферах жизни общества при Петре I привели к необходимости изменений в образовании. Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота и другие реформы в России эпохи Петра I требовали коренной перестройки всей системы образо-вания, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Появление первых цифирных школ было связано с формированием в эпоху Петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы: требование грамотности теперь приобретало обязательный характер. Итогом достижений Петровского времени в области науки и образования стало создание в Петербурге Академии наук.
В послепетровское время в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования этого периода тоже подверглась реформам.Именно в это время впервые были разрабо-таны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образо-вания. В 1755 году был основан старейший университет России – Московский университет.Его учреждение стало возможным благодаря деятельностивыдающегося ученого энциклопедиста первого русскогоакадемика Михаила Васильевича Ломоносова. Новая идея врусской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил напрактике, была классно-урочная система.
Александр I, придя к власти, продолжил проведение в России образовательной реформы. В указе 1803 года о «Предварительных правилах народного просвещения» образование было возведено в ранг государственной задачи. За время царствования Александра I было открыто три новых университета: в Казани, Харькове и Петербурге. Реформа образования стала состав- ной частью Великих реформ Александ-ра II. 14 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». 19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогим-назий».
Место и роль Петра Аркадьевича Столыпина в истории нашей страны огромные. Среди системы реформ, проводимых П.А. Столыпиным, заметное место занимала реформа образования. Он ставил третьим условием модернизации страны достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Предполагалось реформировать и систему высшего образования.
Обновление и совершенствование качества образования.Развитие системы поддержки талантливых детей.Развитие и обновление педагогического потенциала.Создание современной образовательной инфраструктуры.Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни обучаю-щихся и воспитанников, учителей. Развитие инклюзивного образования. Расширение самостоятельности образо-вательных учреждений.
Статус московской школы. -Московская школа находится в центре России, центре науки и культуры. -Условия московской жизни дают лучшие возможности для развития школ города. -Москва обладает одним из лучших в мире образовательных потенциалов (ресурсы ведущих российских вузов, учреж- дений общего и дополнительного образования, креативный потенциал молодежи). -Современные подходы к школе, передовые методики и технологии обучения. -Самое большое среди регионов РФ число победителей и призеров Всероссийских олимпиад школьников от Москвы. -Наличие ежегодных чемпионов международных олимпиад и конкурсов учащихся образовательных учреждений, высокие на общероссийском уровне результаты ЕГЭ и ГИА.
Мини-проект. Тема: «Наше школьное завтра. Каким оно должно быть?»Что мне нравится в нашей школе?Чтобы я хотел в ней изменить и почему?Зачем я учусь?Чем я могу быть полезным обществу?
Рефлексия.Нужны ли реформы в образовании?Что такое московское качество образования?Какие условия создаются для качественного образования в Москве?Зачем я учусь?Какова моя роль в развитии моей школы?Какой я вижу школу будущего?
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:http://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ,МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВОГО УРОКА В 1 – 11 КЛАССАХ ПО ТЕМЕ: «ОТ ЦИФИРНОЙ ШКОЛЫ К ЦИФРОВОЙ»(«ОТ ПЕРА ДО КОМПЬЮТЕРА») http://cards.yandex.ru/card.xml?card_id=3824 (слайд 2) открытка «День знаний».http://pedsovet.su/load/204-1-0-8782 (слайд 2) стихотворение Кобзева Людмила Станиславовна Сценарий Праздника 1 сентября для учеников 4 классаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%ED%E0%ED%E8%E5 (слайд 5) роль знаний (первое значение)http://daz.su/nash-otvet/nauka/109/index.aspx (слайд 4) значение слова «знание» (второе значение http://gr-event.ru/index/0-71 ((слайд 3) празднование 1 сентября (5 и 7 абзац)http://miranimashek.com/photo/275 заставка 10 слайд (иллюстрация)http://www.zaycev.net/pages/1974/197484.shtml (слайд 14) песня «Первоклашка»http://www.zaycev.net/pages/1338/133836.shtml (слайд 12)песня «Песенка первоклассника»http://www.zaycev.net/pages/191/19166.shtml (слайд 10) песня «Учат в школе»http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%B8%F2%F0_I (слайд 19) царь Пётр I (иллюстрация)http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%EC%EE%ED%EE%F1%EE%E2,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7 (слайд 20) Ломоносов М.В.(иллюстрация)http://www.nemiga.info/peterburg/peterburg/elizaveta-alekseevna.htm (слайд 21) царь Александр I (иллюстрация)http://www.biografguru.ru/about/aleksandr/?q=701&p=1 (слайд 21) царь Александр II (иллюстрация)http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/stolypin_pa.php (слайд 22) Столыпин П.А. (иллюстрация)http://www.sergemaksimov.com/illustrations/books/azbuka-o/ (слайд 17) первобытный человек в пещере (иллюстрация)http://peremeshschool.narod.ru/20fe.htm (слайд 8) кабинет физики (иллюстрация)
http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm значение слова «реформа»http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm значение слова «стратегия»http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 значение слова «инфраструктура»http://inclusion.tomsk.ru/about_inclusion/ значение выражения «инклюзивное образование»http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F значение слова «инновация»«http://bse.sci-lib.com/article121199.html ( слайд 19) значение выражения «цифирная школа»http://www.pressfoto.ru/categories/society/education/?page=6 заставка 12 слайд (иллюстрация)http://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 7) иллюстрации «Школа в прошлом» (из метод. рекомендаций Департамента образования г. Москвы, стр.6,7,8 ) http://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 8) иллюстрация «»компьютерный класс»(из метод. рекомендаций Департамента образования г. Москвы, стр.9 ) http://www.nsportal.ru/berestova-tatyana-nikolaevna Фотографии слайд 1 (фото ГОУ СОШ № 163), слайд 14 («День знаний» 1 класс), слайд 8 (кабинет начальных классов и спортивный зал моей школы) из личного портфолио.http://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 11) стр.10 из метод. рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 13) стр.10 из метод.рекомендаций
http://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 17) стр.16 метод.рекомендаций.http://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 18) стр.17 из метод. Рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 19) стр.18-19 из метод.рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 20) стр.19-20 из метод.рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 21) стр.21-22 из метод.рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 22) стр.23-24 из метод.рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 23) стр.27 из метод.рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 24) стр.11,30 из метод.рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 25) стр. 11 из метод.рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf (слайд 27) стр.33 из метод. Рекомендацийhttp://umcpo.ru/files/meropriyatiya/09_08_2011/metod_recom.pdf ( стр. 15, 2 абзац) значение слова «образование»http://sp-18.ru/2010/09/v-put-za-znaniyami-v-god-znanij/ (слайд 5) абзац 2,6 «сила знаний»