Опричнина (1565 – 1572 гг) Слово «опричь» означает: «кроме» «опричнина» - вдовий удел «опричники» – категория зависимых крестьян, живших на землях, принадлежавших церкви.
Периодизация опричного террора
Опричнина и земщина В опричнину были включены уезды, близкие к Великому княжеству Литовскому, - Вяземский, Козельский, медынский, Можайский, Малоярославский… В них было развито поместное землевладение. Подмосковные волости – Гжель, Олешня, Хотунь на Лопасне и некоторые другие были включены в «государев опричный двор». К опричнине относились богатые северные земли: Поморье, Двинская земля, Вологодский уезд. В Москве границей между опричниной и земской частями стала Никитская улица. Слева от Кремля – опричнина, справа – земщина.
Учреждение опричнины
Опричное войско Грозный создал в опричнине монашеское братство. Их свидетельство в деталях совпадает с рассказом Шлихтинга. Объясняя эту затею, исследователи обращают внимание на то, что в общежитийном монастыре монарх усматривал «нечто вроде идеальной модели организации общества». Иван претендовал на роль учителя и наставника своих подданных в мирских делах и делах веры.
Троицкий собор в Александровой слободе (1513-? гг.)
Сущность опричнины в оценках историков
Цели опричнины Опричнина как борьба дворянства с боярством, постоянная оппозиция бояр политике централизации – не реальность, а миф. Напротив, во время опричнины была установлена историческая сплочённость монарха и боярства. Цель опричнины – смена персоналий внутри правящей элиты
Кто больше пострадал от опричнины? На одного погибшего во время опричнины боярина приходилось трое-четверо служилых людей, а на одного служилого человека – десяток простолюдинов
Жертвы 1565 г. – репрессии против родов Горбатых, Куракиных, Головиных, Шевырёвых. 1568 г.- «Дело» боярина И.П. Фёдорова 1569 г. убийство двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого, его жены и матери Ефросинии Старицкой 1569 г. убийство бывшего митрополита Филиппа (Колычева) 8 января-13 февраля 1570 г. - Новгородский погром 25 июля 1570 г. – Казнь в Москве видных деятелей Земщины во главе с И.М. Висковатым 1570 г. - Казни видных опричников: отца и сына Басмановых, А. Вяземского, М. Черкасского с женой и шестимесячным сыном
Новгородский погром 8 января 1570 г. Иван Грозный торжественно въехал в Новгород. Но отказался целовать крест, с которым его встретил архиепископ Пимен. Царь обвинил новгородского пастыря в измене, что не помешало ему отобедать в архиепископском дворце. После обеда царь крикнул: «Гойда!», и начался новгородский погром, окончившийся только 13 февраля.
Московское дело Стража вывела на площадь примерно 300 опальных людей, разделенных на две группы. Осужденные представляли собой жалкое зрелище. После перенесенных пыток многие из них с трудом передвигались. Около 180 человек были отведены в сторону и выданы на поруки земцам. Царь «великодушно» объявил народу об их помиловании. Подле кольев остались более 100 человек.
«Священство» и «царство»
Отмена опричнины Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять самое название «опричнина». Нарушителям указа грозило строгое наказание: «Виновного (болтавшего об опричнине) обнажали по пояс и били кнутом на торгу». Эта мера, казалось бы, свидетельствовала о полном искоренении опричных порядков и служила своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного и его «нового руководства». Но более верным представляется другое объяснение. Власти боялись нежелательных толков и старались предотвратить критику ненавистных опричных порядков, принуждая всех к молчанию.
Итоги опричнины
Суждение об опричнине современников «Всю державу свою, как топором рассёк, и этим всех смутил, так божиими людьми играя, став заговорщиком против самого себя. Царь захотел в земщине быть государем, а в опричнине остаться вотчинником, удельным князем». «Воздвигнул царь крамолу междоусобную, в одном и том же городе одних людей своими собственными учинил, а прочих земщиною наименовал и заповедал своей части другую часть людей насиловать, смерти предовать и домы грабить. И была туга и ненависть на царя в миру, и кровопролитие и казни учинились многие»