Рассказы о жизни святых — агиографии. Рассказы о жизни святых — агиографии. Энциклопедические, научные и историографические труды. Мифология , героический эпос, сага.
Героический эпос как целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего Средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место. Героический эпос как целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего Средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место. Песни о богах и героях заменяли варварам историю. Самый древний — ирландский эпос.
Особая форма эпических сказаний ——сага появилась в древней исландии. Особая форма эпических сказаний ——сага появилась в древней исландии. Исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать». Складывали саги скандинавские поэты IХ-ХII вв. — скальды. Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах .
Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды». Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».
В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье. В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.
Саги получили распространение и в Ирландии — самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды ( предсказатели). Саги получили распространение и в Ирландии — самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды ( предсказатели).
В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий. В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий.
Основные жанры: Основные жанры: «ученая» церковная литература; рыцарская литература (героический эпос и куртуазный роман)
В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов IV-V вв. В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов IV-V вв.
Есть и реальное историческое лицо — грозный вождь Атилла, который в поеме превратился в доброго, безвольного Этцеля. Есть и реальное историческое лицо — грозный вождь Атилла, который в поеме превратился в доброго, безвольного Этцеля.
Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам. Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам.
. Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов. . Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов. Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян. Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.
Главными темами светской рыцарской, или куртуазной, литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести. Главными темами светской рыцарской, или куртуазной, литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.
Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода - вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы. Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода - вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы. Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии.
Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу неплохой доход, если, конечно, песни его нравились. Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов. Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу неплохой доход, если, конечно, песни его нравились. Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов.
Труверы -французские - придворные поэты-певцы . Труверы -французские - придворные поэты-певцы . Родилось и искусство труверов при дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.
Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств. Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.
алъба — поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания; алъба — поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания; пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой; сирвента — стихотворение на моральную и политическую тему ; тенсоны — стихотворные диспуты. (буквально “спор”).
Встретил пастушку вчера я, Встретил пастушку вчера я, Здесь у ограды блуждая. Бойкая, хоть и простая, Мне повстречалась девица. Шубка на ней меховая И кацавейка цветная Чепчик — от ветра прикрыться.
С развитием городов появились и новые формы литературных произведений. С развитием городов появились и новые формы литературных произведений. Светская городская литература позднего Средневековья представлена следующими жанрами: во-первых - фаблио и шванки - реалистическими стихотворными новеллами; во- вторых - лирикой вагантов — бродячих студентов, школяров, низшего духовенства, в - третьих - народными сатирическими поэмами, в – четвертых –баллады.
В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, которые во Франции назывались фаблио, а в Германии — шванк, были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины.
Лирическая поэзия вагантов Лирическая поэзия вагантов (от лат. vagantez — бродячие люди), воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.
Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина. Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина. Не для суетной тщеты, не для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье. На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду, под дождем колючим. В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса. К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает. Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану. А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб господь тебе в раю подыскал местечко.
В Англии были популярны баллады о Робин Гуде — благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных. В Англии были популярны баллады о Робин Гуде — благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных.
Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях У. Шекспира, и В. Скотта.