Курс истории России XX вв. как система учебных задач Морозов Александр Юрьевич, канд. ист. наук, учитель высшей категории
Учебная задача - задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определенного периода, нацеливает на понимание сущности явления.
Исходное противоречие противопоставление явлений, которое нуждается в объяснении;зримо и понятно учащимся.
Трехуровневая система Общая задача к курсу в целомЗадачи к главамЗадачи к параграфам
1-й уровень Почему XX век стал веком России? Происходили события, приковывающие внимание всего мира.Масштабное и многозначное влияние России на ход мировой историиИсходное противоречие
2-й уровень (отдельные периоды истории) Почему рухнула Российская империя?Почему большевики смогли взять и удержать власть?Почему созданное большевиками государство – СССР – из бедного и отсталого стало могущественной державой?Почему это государство погибло?
Итоговое повторение Дискуссии в устной формеПисьменное эссе
3-й уровень (учебные задачи к отдельным урокам) Вводно-мотивационная часть (5 – 7 мин)Определение темыВыделение исходного противоречияФормулирование учебной задачиОпределение ее места в системе учебных задач
Учебная деятельность учащихся (15 – 20 мин.) Самостоятельный поэтапный поиск учащимися ответа на поставленную учебную задачу с опорой на учебник, или другой источник информации.
Русско-японская войнавводно-мотивационная часть (ИП) военный потенциал России и ЯпонииПланы военного командования РоссииЕвропа давно не проигрывала «азиатам»Заинтересованность промышленных кругов Первая русская революцияРусские не выиграли ни одного сражения
Учебная задача (УЗ) Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией?
Учебная деятельность (ОУД) Заполнение таблицы «Причины, ход и результаты русско-японской войныОборона Порт-АртураСражения с японцами на сушеСражения 2-й Тихоокеанской эскадрыСобытия в тылу
Контроль и коррекция знаний.Решение учебной задачи (ОР) Недооценка противника (внезапность действий)Недостроенность ТранссибаГрубые ошибки в военном планированииОтношение к войне и армии российского обществаБездарность командного состава Хорошая подготовленность (техническая к войне)Талантливое военное руководствоЕдинство армии и народа
Домашнее задание(творческий, индивидуализированный характер) Сравнить японское и российское вооружениеГерои войныСохранившиеся памятники войныВыступления по пересекающимся темам («Национальный вопрос в Российской империи»; «Противоречия в обществе в начале XX века
Россия в xx – в начале xxi вв.ИП 1 –й уровень В XX веке в России произошло множество событий, оказавших колоссальное воздействие на мировую историюРаньше влияние России на мировую историю не носило столь масштабного характера
Россия в начале XX в.ИП – 2-й уровень Более 300 лет в России правила династия Романовых (в 1913 г. При большом энтузиазме населения был торжественно отпразднован юбилей)Меньше чем через 4 года монархия в России пала, и восторгов по этому поводу было ничуть не меньше.
Российское государство и общество в начале XX в.ИП – 3-й уровень Революции являются результатом обострения общественных противоречийДо начала XX века Россия счастливо избегала революционных потрясений
Экономика России начала XX векаИП – 3-й уровень В Западной Европе противоречия обычно последовательно разрешались в результате революций или реформВ России они накапливались, что и привело к взрыву необыкновенной силы
Первая русская революцияИП – 3 –й уровень Масштабы революционных потрясений в 1905 г. были огромныТем не менее существующий порядок в основном уцелел
Политические партии в РоссииИП – 3-й уровень Различные политические силы имеют общего противникаВ борьбе с противником они не едины.
Самодержавие и Государственная ДумаИП – 3-й уровень Одна из причин революции – отсутствие представительного органа власти в системе органов госуправленияВ ходе революции такой орган появился
Столыпинская аграрная реформаИП – 3-й уровень Важнейшей причиной революции были противоречия между помещиками и крестьянамиВ ходе революции власть начала проводить аграрную реформу, призванную покончить с аграрным вопросом в России
Россия в Первой мировой войнеИП – 3-й уровень Итог Первой мировой войны – гибель четырех империй – Российской, Австро-Венгерской, Османской, ГерманскойТолько Российская империя пала в ходе войны, три другие – после ее окончания. В результате поражения на фронтах.
Культура России начала XX века До начала XX века культура России не вызывала в мире особого интересаВ начале столетия отмечается колоссальный всплеск интереса к русской культуре
Заключительное занятие Свободная дискуссия по вопросу о причинах крушения Российской империиТестовые заданияНаписание эссе