Языческая религия Со второй половине первого тысячелетия нашей эры , на первый план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия Перун становится главным божеством восточных славян, покровителем воинов и князей С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период её становления
ПерунОн почитался производителем всех воздушных явленийРука его управляла громом молнииИстукан этого божества был сделан не из одного веществаСтан был вырезан из дереваГолова вылита из серебраУши и усы изваяны из золотаНоги же выкованы из железаВ руке держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулыПеред ним горело неугасаемое пламя, за небрежение которого жрец наказывался смертью, состоящей в сожжении его как врага этого божества
ПерунОбщеславянский культ Перуна восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса в балтийской мифологииБог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и её предводителя (у славян - князя), особенно на Руси
ПерунГлавным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа Его считали властелином четырех стихий: небесного огня -молнии ;земли которую он сотрясал громовыми ударами; воды которую проливал во время грозовых ливней; воздуха, по которому о гнал темные тучи.
ПерунПерун, первоначально в образе всадника на коне или на колеснице, поражает своим оружием змеевидного врагаПосле победы Перуна над врагом освобождаются воды (в архаических и поздних трансформациях мифа скот, женщина, похищенная противником Перуна) и проливается дождь
ПерунЗлатобородый (мёд по бороде течёт) Перун в правой руке держал лук, а в левой – колчан со стреламиСамый сильный в природе, борется со злыми силами2 августа – Перунов деньВ этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверейВ давнее время 2 августа собак и кошек в дом не пускали, чтобы не нанести грозу – гнев ПерунаПтица Перуна – петух, день Перуна – четверг
ПерунХарактерной чертой мифов и ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами («Перунов дуб») и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна (в Киеве и Новгороде) и его святилища В пантеоне Киевской Руси Перун почитался как высший бог, что видно и по его месту в списках богов
Перун Дочь Перуна – Девана Перуница — жена Перуна Перунов цвет
Небесная свадьба (А. Н. Фанталов, 1996)Картина показывает сюжет, присутствующий в славянской и балтской мифологияхВ одном из вариантов Месяц похищает невесту солнца - Утреннюю зарю, но Перун разрубает его надвое Священный день недели громовержца - четверг, священная птица - орел, священное дерево - дуб, священное оружие - молот или топор
ВелесВ древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет» выступает как «скотий бог» - покровитель домашних животных - и бог богатства В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса, по-видимому, на Подоле (в нижней части города)
ВелесВелес считался и богом богатстваОн породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйствеВелес – опекун волхвов, творцов, пастухов, торговцев; наделяет человека талантом, физическими данными: высоким ростом, хорошим голосом, слухомОн – отец великанов; вол – могучий, большой Его день – понедельникУ древних славян существовал жатвенный обычай – «завивать бороду»Последние колосья не сжинали, а сплетали в бороду, как подарок богу Велесу, Эти несколько стеблей хлебных злаков – волотей - называли «Волосовой бородкой» Трава и лес – власы земли
ВелесВ христианскую эпоху Велес был ассимилирован и заменён христианским покровителем скота святым Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имён), а также Николой, и Юрием (Георгием) Характерно также переплетение культа Велеса – Власия с почитанием медведя как хозяина животныхНазывание Бояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве» может отражать древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзиейВ славянской мифологии Велес был противником громовержца Перуна
Триумф Велеса (А. Н. Фанталов, акварель, тушь) Здесь Велес показан обладателем жизненной силы и стихийной мощи, подобным греческому Дионису, индийскому Шиве/Рудре, кельтскому Цернунну и, особенно – балтскому Велсу
ХорсХорс тоже бог солнцаНекоторые исследователи считали, что Хорс и Даждьбог - две ипостаси одного и того же солнечного божества, подобно тому как в Древней Греции существовали Феб - Аполлон, Вакх - Дионис и т.д. “Хорс и Сварог”А. Н. Фанталов 1991
Хорс – бог солнечного дискаХорс – бог солнечного диска, око неба. Ласковый и добрый бог, который всем отдаёт своё теплоПобедить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя: поднимается он выше всех на небеПредставляется молодым красивым юношейНа идолах бога Хорса были изображены солнечные знакиХорс – бог пантеона киевского князя ВладимираЕго день – вторник
Храм Хорса
На Руси одновременно существовало три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило Даждьбог противостоял миру Тьмы, НавиОн олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир ЯвиОн есть всегда, даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучамиЭто был Белый свет, которым называли наш мир, так и говорили: «Обойти весь белый свет»Совсем иное дело, когда светит солнце: жизнь кажется прекраснойХорс — бог солнечного, желтого, светаСолнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромыУ многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, кругОтсюда и название танца по кругу и круговых построекГород Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света — Хорсунь
СемарглБольше всего разногласий вызывает славянское божество Семаргл (Симаргл) - бог огняИсследования современных учёных указывают на его иранское происхождение - он близок персидскому Симургу, вещей птице иранской мифологииСимаргл породил бога ветра и повелителя вихрей - Стырея (Стрибога)
СемарглСемаргл не пускает в мир злоНочью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствияА в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев у Семаргла и Купальницы рождаются дети Кострома и Купала
СтрибогСтрибог - бог ветра, бури, вихря, вьюги. Возможно, он был олицетворением враждебных сил, злым существом на древнерусском ОлимпеВ "Слове о полку Игореве" ветры названы "Стрибожьими внуками" :«Вот Стрибожьи вылетели внуки -Зашумели ветры у реки,И взметнули вражеские лукиТучу стрел на русские полки»
Стрибог – бог воздушных стихий, древнее верховное божество неба и вселеннойДышит ровно и шумно, гуляет по морским просторамА если прогневается – загудит, закрутит, завоет, облака соберёт, волну поднимет, корабли разбросает, а то и потопитПредставляется в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе – сагайдак со стреламиСтрибог – преодолевающий преграды, ветры – его внуки, день его – воскресеньеОдин из богов пантеона киевского князя Владимира
Князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный пантеон в Киеве, на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и МокошиГлавными божествами пантеона были громовержец Перун и "скотий бог" Велес, противостоявшие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса — внизу, возможно, на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун — бог княжеской дружины, Велес — всей остальной Руси)Единственный женский персонаж киевского пантеона — Мокошь — связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением)