Этнография казахского народа Урок по истории Казахстана в 11 классе. Учитель истории и обществоведения Прилуцкая Л.А.
Этнография Наука о народах ,изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.
Ученые внёсшие свой вклад в изучение этнографии казахского народа П.Н.Рычков А.Н.Левшин Н.А.Аристов Ч.Ч.Валиханов А. Диваев А.Х.Моргулан
Возможно, на нашей земле нет памятников глобального значения, подобных египетским пирамидам или Колизею, однако роль номадов в мировой истории неоспорима (Президент Н.А.Назарбаев)
Национальные обычаи, традиции и праздники Казахстана Менталитетом казахской нации является её открытость, дружелюбие, гостеприимство, не злопамятность «Генетическими чертами казахского народа,- пишет Н. Назарбаев, - является открытость и доброта души, готовность обогреть, поделиться тем, что имеет, с нуждающимися. Ни к кому и никогда он не испытывал и не проявлял чувства неприязни или превосходства, никогда не служил источником межнациональных конфликтов»
Узенгиден откизу – Проведение под стременем После празднования первых 40 дней жизни новорожденного, его старались пронести под стременем коня известного человека. Таковыми всегда считали батыров, акынов, сказителей, биев. Этот обычай назывался узенгиден откизу – проведение под стременем. Для этого обращались с соответствующей просьбой к уважаемому, почитаемому всеми человеку. Тот, сидя верхом на своем коне, освобождал свою правую ногу из стремени, после чего младенца, завернутого в пеленки, подносили к нему с правой стороны и проводили под петлицей его стремени. Обряд завершался торжественным произнесением бата – благословления, которое давал хозяин коня. Когда ребенок подрастал, ему частенько говорили, под чьим стременем он был проведен. Это помогало растить детей сознательными, быть ответственными и в будущем остерегаться от недостойных поступков
Тусау кесу – Обрезание пут Для проведения это обряда собирали детей не старше 5-6 лет и устраивали между ними забег на короткую дистанцию. Определив среди них самого быстрого, приглашали его принять непосредственное участие в разрезании пут. почтенная женщина аула, взяв руку победителя в свою правую руку, торжественно разрезала заранее завязанные на ногах младенца путы. Путы плели из светлой и темной веревочки. Иногда, чтобы он стал многодетным, сплетали из стебельков травы или, желая богатства, использовали жирную кишку овцы. Часто честь перерезания пут доверяли всеми уважаемому человеку.
Басире –ребенка Если рождение ребенка у казахов совпадало с окотом домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка дарили новорожденному Такое животное называли басире и с этого момента его считали собственностью новорожденного. По поверью, будущее новорожденного ребенка было тесно связано с подаренным ему животным. Поэтому к басире относились с особым вниманием, берегли И главное – басире ни при каких обстоятельствах не резали и не продавали. За ним всегда ухаживали с такой же заботой, как за малышом. Считали, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего возраста научится беречь и ценить домашний скот – главное богатство казахов..
Свадебный обряд У казахов существовало мистическое представление о соединении двух людей в супружеский союз. В народе говорили: “В жизни невозможно предугадать три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и дату смерти”. Люди считали, что брачный союз заранее предписывался судьбой еще со времени появления их на свет.
Сватовство На сватовство посылали в “счастливый день”. У отдельных людей были свои “счастливые дни”. Такими днями считались среда и четверг. Если отец девушки выражал свое согласие, то приехавшему свату преподносили подарок шеге шапан (гвоздь-халат). Халат, как гвоздь, должен был скреплять договор. После калыма, жених совершал первый официальный визит в аул невесты – урын бару и привозил подарки – коржын жених привязывал к порогу юрты кобылу – подарок тестю.
Свадьба Переступая порог дома тестя, жених обязан поклониться трижды. Эти поклоны посвящались старухам, отцу и матери невесты. Мать невесты подносила ему молока или кумыса и благословляла его. Потом жениха подводили к огню, разведенному в очаге юрты, и вручали железный ковш, наполненный растопленным жиром, который он выливал в огонь, а все присутствующие должны были шагать через пламя. Наконец, все удалялись из юрты и молодых оставляли наедине до возвращения родителей невесты, делающих вид, что не замечают жениха. Этот приход жениха в юрту невесты назывался есик ашау («отворить дверь») Казахи предпочитали выдавать замуж дочерей и женить сыновей осенью или в конце летнего сезона . Свадьбу старались играть в период полнолуния. Этот выбор был неслучаен: сравнительно светлые ночи удобны и для проведения ночных игр алтыбакан (качели), аксуйек (игра с белой костью) Если в день свадьбы стоит прекрасная погода, то и семейная жизнь вступающих в брак будет счастливой. Свадьба проходила в два этапа: вначале в доме невесты, затем в ауле жениха.
Наурыз
Байга Абай Кунанбаев писал «Без борьбы байги не бери". Это значит, прекрасно владей искусством верховой езды, будь безукоризненно честным и благородным в поединке.
Традиции национальной охоты Древняя легенда гласит, что у настоящего казахского кочевника было семь сокровищ – умная жена, быстроногий скакун, охотничий беркут, преданный пес, ружье, капкан и казан. Все это богатство называлось «Жетi казына». У кочевников одним из самых распространенных способов охоты была охота с ловчими птицами. Наиболее опытные и удачливые охотники – беркутчи или кусбеги – пользовались в народе уважением
Продолжение проекта предлагаю создать Вам! Национальная одежда Дастархан Ювелирное искусство Оружие Архитектура Религия Народный календарь Музыкальное искусство.