Древний Рим
VIII В. ДО Н. Э. - IV В. Н. Э.
Древний Рим как отдельное государственное образование возник на территории Апеннинского полуострова, находящегося в окружении четырех морей:Лигурийского, Тирренского, Ионического, Адриатического.
Рим был основан в 753 г. до н. э. и только в IV-III вв. до н. э. появляются некоторые данные об архитектурном строительстве. Еще позднее - о живописи и скульптуре. Только с последних веков существования республики римское искусство принимает какие-то определенные формы.
В период перехода римского общества от Республики к Империи начался стремительный расцвет творческих сил художников, чьи творения сделали римское искусство не менее великим, чем греческое. Искусство Древнего Рима завершило собой эпоху античности и искусство древности в целом.
Культура Рима не развивалась сама по себе, на нее оказывали огромное влияние высокохудожественные культуры Греции и Этрурии.
Само название «Италия» означает «огненный остров» (возможно, из-за вулканов) и имеет греческое происхождение. Греки заселяли юг Апеннинского полуострова еще с VIII в. до н. э. Они колонизировали богатые и плодородные земли Южной Италии и Сицилии. Даже назвали юг Италии «Великой Грецией».
Но, возможно, не менее сильное влияние на Рим и всю его культуру оказали этруски .
Кто такие ЭТРУСКИ? Какое влияние оказали этруски на культуру и искусство Римской империи???
ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД Культура этрусков имеет много общего с культурами Древнего Востока, но все же окончательно этрусская проблема еще не решена и они продолжают считаться загадочным народом. Хотя известно, например, что Этрурия была мощной морской державой. «Народы моря» — так называли этрусков в древности, потому что они наводили ужас и трепет на средиземноморских торговцев и моряков.
Видимо, неслучайно два моря, омывающие берега Италии, носят этрусские названия: одно — Адриатическое, связано с названием этрусского города Адрия, другое — Тирренское, а тиррены — это еще одно название этрусков. Даже река Тибр, на которой стоит Рим, еще во времена Империи сохраняла этрусское название «Рума», возможно, оно и дало имя самому городу Риму,
ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ Этруски свято верили, что им для жизни отведено только десять веков. Как бы там ни было, но временной отрезок существования Этрурии, известный историкам, занимает время с VIII по I вв.до н. э. Когда точно этруски появились на Апеннинах, ученые не знают. Возможно, они прибыли из Малой Азии, возможно из Лидии, но это только предположение. К какой расе принадлежат этруски — тоже неизвестно.
Известно много этрусских памятников, но неизвестно содержание мифов, которые в них воплощены. Имеется много этрусских надписей, но прочитать их очень сложно, хотя этруски и использовали греческий алфавит. Они писали справа налево и без интервалов между словами. Этрусские боги похожи на греческих, а имена богов, по всей вероятности, со временем используют и римляне, чтобы называть своих, например: Уни — Юнона, Менрва — Минерва. Функции этих богов совершенно особенные и тоже до конца не изучены.
Точно известно и то, что римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои и травлю зверей, сценические игры и обряды жертвоприношений, гадания и веру в добрых и злых духов. Таким образом у римлян появились пенаты и лары — добрые духи жилища
Этруски, как и египтяне, верили в жизнь после смерти, поэтому основные памятники, сохранившиеся после этрусков, связаны с погребением.Культ предков и почитание умерших способствовали развитию у этрусков особого типа гробниц, которые представляли собой скорее жилища с богато обставленными покоями. Единственно, что напоминало о предназначении этих сооружений, были находящиеся в них погребальные урны в форме человеческой фигуры или монументальные саркофаги со скульптурными изображениями умерших на крышках. Поэтому история этрусского искусства начинается и заканчивается гробницами.
Архитектура Этруски оставили после себя целые «города мертвых» — некрополи: создавалось такое впечатление, что жизнь происходила именно здесь, может быть другая, потусторонняя, но жизнь. Гробницы этрусков были великолепно убраны, расписаны красочными фресками, уставлены мебелью и богатой утварью, в них было много роскошных погребальных даров, даже повозки. А умершие были осыпаны украшениями из золота.
Гробницы этрусков имели геометрические формы, и это не случайно. В древности форма предметов несла в себе глубокий смысл. Например, квадрат был символом земли, а круг — символом неба. Если покойника хоронили в круглой гробнице, значит, в глазах живых он уже был жителем неба, то есть богом.
А вот городов этрусков, где жили люди, время не сохранило. Но точно известно, что этруски первыми начали использовать при строительстве города регулярную планировку.Они были не только морскими разбойниками, но и прекрасными инженерами. Это у них римляне научились строить мосты и арки, мостить дороги и осушать болота.
К сожалению, ни один этрусский храм не дошел до нас, так как они строили все из кирпича-сырца и дерева. Известно, что храм был квадратным в плане, с трех сторон украшен колоннами, стоял на высоком основании и имел глубокий портик, который открывался в глубь храма сразу тремя помещениями. Этруски почитали богов триадами - тройками. Главной триадой были Тиния, Уни и Менрва. Этрусский храм все сокровенное таил внутри себя. Волю богов могли толковать и доносить до людей только жрецы и прорицатели, которые владели искусством гадания по полетам птиц, по молниям, по внутренностям животных.
Скульптура Как и греческий храм, этрусский храм имел скульптурное убранство. Фронтоны храмов заполняли фигуры божеств, но выполненные не в камне, а в глине (терракота). Края крыши украшали терракотовые маски Медузы Горгоны; сатиров, силенов и менад, постоянных спутников бога Фуфлунса (Диониса). Они ярко раскрашивались и были предназначены для того, чтобы оберегать внутренность храма от вторжения злых богов и демонов.
Этруски не только создали главный храм, они определили эмблему Рима — волчицу (нач. V в. до н. э.), но легенде, вскормившую его будущих основателей близнецов Ромула и Рема.Капитолийская волчица, выполненная неизвестным мастером в бронзе, знаменательна не только как символ Древнего Рима, но и как высокохудожественное произведение. Этрусскому мастеру удалось воплотить в этом образе и грозное животное, и милосердную мать, вскормившую детенышей человека. Но главное, он показал духовную силу дикой природы, воспитавшей мужество и воинственность римлян. Время, когда этруски строили храм на Капитолии и отливали легендарную волчицу, было концом их «золотого века». (Капитолий — один из семи холмов, на которых построен город Рим).
Римляне все более набирали силу, как военную, так и государственную, что способствовало укреплению их влияния на Апеннинах. А этруски, наоборот, утратив былое могущество и грозную славу мореходов, шли к своему закату. Поэтому скульптура этрусков, дошедшая до нас, отражает два периода: радостного и светлого периода расцвета и могущества Этрурии и периода глубокого пессимизма, когда этруски начали терять свою независимость.
Этрусские скульпторы любили работать в бронзе и глине. Их работы часто имели функциональное, то есть практическое значение. Они украшали зеркала, высокие фигурные светильники — канделябры, треножники — сосуды, светильники, подставки для чего угодно с основанием в виде трех ног.Была широко распространена скульптура, выполняющая функцию архитектурного декора. Примером может служить терракотовая статуя бога Аполлона, украшавшая конек — верхний угол крыши — храма в Вейях, которую, предположительно, выполнил мастер Вулка в 520-500 гг. до н. э. Это единственное известное имя этрусского скульптора, дошедшее до нас.
Статуя Аполлона показывает человека, имеющего атлетическое сложение, которое угадывается сквозь тонкие одежды. Мастеру удалось передать это стремительное движение. Фигура Аполлона полна силы, энергии и молодости, выражение лица наполнено светлой радостью, на губах застыла улыбка.
Такой же радостью светятся и лица супружеской четы, которую выполнил неизвестный этрусский скульптор из Черветере в начале VI в. до н. :х Терракотовая группа является украшением крышки саркофага, и, по всей вероятности, имеет портретное сходство с умершими.Обнимая друг друга, они весело жестикулируют, что-то бурно обсуждают, забывая о том, что их ложе — это ложе смерти.
Вот другая работа, получившая название «Матер-Матута». Неизвестный мастер выполнил ее из известняка в середине V в.до н. э. Она являет собой извечную тему — матери и ребенка, самую светлую и проникновенную тему мира. Однако это изображение овеяно глубокой меланхолией. У этрусской матери нет больше жизненной силы и, пожалуй, нет и самого интереса к жизни. На руках у нее мертвый ребенок.«Матер-Матута» не просто группа, она служила урной для пепла.
ЖивописьЭтруски были не только искусными ваятелями, стены этрусских гробниц украшались фресками. Сюжеты часто представляли пиршества этрусков после торжественных и роскошных похорон знатных людей. Здесь есть также и сцены конных состязаний, кулачных боев, фехтовальных игр, охоты и рыбной ловли. Росписи этрусских гробниц по своей технике близки к греческим периода архаики. Контур этрусского рисунка не столь изящен и тонок, как у греков, но все же достаточно выразителен. А вот в остальном этруски намного уступают грекам.
Гончарное искусствоГреческая живопись получила свое дальнейшее развитие в вазописи, этруски же свою керамику использоваяи для других целей и украшали не живописью, а пластикой, лепкой.Погребальные сосуды, предназначенные для праха умершего, так называемые каноны, этруски украшали крышками в виде человеческих лиц, по всей вероятности, не лишенных портретных черт. До нашего времени сохранились сосуды очень сложной формы с лепными ручками, лепным или гравированным декором и поверхностью, которая создает впечатление, что перед нами сосуд, выполненный из металла.
Культура этрусского народа, одного из самых загадочных народов мира, стала основой развития для новой народности — римлян. Этрусков не стало, они растворились среди пришельцев, но научили римлян строить и обороняться, ковать оружие и возводить акведуки*.Изобразительное искусство этрусков раскрыло перед нами богатую душу этого удивительного народа, который внимательно относился к действительности, стремился к ее точной, конкретной передаче.
Наступали последние столетия не только древнего мира — зримо подтверждались предсказания этрусских прорицателей о закате этруссков. На их землях селились римские ветераны, народы постепенно смешивались, этруски латинизировались и забывали свой язык.
Со временем этруски смирились со своей судьбой, перестали воспринимать римлян как завоевателей и стали друг для друга просто согражданами одной страны. Обычаи, ритуалы и верования этрусков тоже были восприняты римлянами и позднее переработаны согласно новому времени и новым условиям существования.