Что такое цивилизация? Древнегреческий историк Фукидид считал признаками «эллинства» (цивилизации) государственность, которая обеспечивает общественный порядок; высокий уровень культуры и благосостояния; защищенность прав человека. Павлова Анеля Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышний Волочек Тверской области, Учитель истории
XYIII век – истинное рождение понятия и теории цивилизации. Это понятие для просветителей означало: Смягчение нравов в обществе Просвещенность людей; Высокий уровень их духовного развития; Главный показатель – гражданское общество, в котором должны обеспечиваться права и свободы всем его членам, где не остается места для произвола правителей.
Прогресс – совершенствование человечества в процессе его исторического развития.
Цивилизация – это определенная ступень в развитии человечества варварство цивилизация Накопление знаний; Технические усовершенствования; Повышение уровня жизни «Война всех против всех» (Т.Гоббс XYIIв.) Накопление знаний не обязательно ведет к улучшению общества; Наиболее гармоничное состояние человека – это «естественная», нециви- лизованная жизнь. (Ж.Ж.Руссо XYIII в.)
Главные базовые характеристики цивилизации: Государственность и система права; Города как административные, религиозные, культурные и торговые центры; Письменность, формирование науки; Ремесло, отделившееся от сельского хозяйства; Усложнение социальной структуры общества.
XYIII век – период зарождения двух основных теорий цивилизации. Цивилизация – это живой организм. (позитивисты) Англ. Философ Г.Спенсер XIX в.
Под влиянием позитивистов стали появляться новые теории локальных цивилизаций. Культурно-исторический тип – это сложная система, включающая все своеобразие общественной жизни Все культурно-исторические типы равноценны, поэтому любая цивилизация заслуживает право на существование, так как реализует неповторимую модель развития. Теория культурно-исторических типов. Н.Я.Данилевский Цивилизация – наиболее творческий этап развития культурно-исторического типа.
Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) Культуры не содействуют прогрессу человечества и не являются его ступенями; Отрицание возможности взаимовлияния и взаимодействия культур; Чтобы понять культуру надо изучать ее изнутри; Каждая великая культура создала свою « картину души». Сторонник многолинейного восприятия истории изложил свою концепцию в книге «Закат Европы»
А.Тойнби (188901975) «Исследование истории» Цивилизации познаются только в сравнении; Признание циклической схемы развития цивилизации; Попытка доказать, что стадии развития (рождение, расцвет и упадок) цивилизации связаны с историческими закономерностями. Не общество или государство, а локальная цивилизация – основная единица исторического исследования.
Закон «вызова-и-ответа» Слишком сильный вызов – развитие культуры приостанавливается. Слишком слабый вызов – развитие приостанавливается. Последователями Тойнби были историки, объединив- шиеся вокруг журнала «Анналы» (Блок, Бродель)
XX век – появление новых стадиальных теорий. Первым доказал, что эпоха создания мировых религий «осевое время» играет важную роль в истории цивилизации; Это связано с появлением новой личности, новых представлений о мире. Одна из них принадлежит немецкому философу К.Ясперсу.
Американский историк О.Тоффлер В мировой истории он выделил несколько периодов, взяв за критерий материальное производство. Три волны Тоффлера
Теория «стадий роста» У.Ростоу «традиционное Общество» «переходное общество» «Стадия сдвига» Индустриальное общество («стадия зрелости») Общество «высокого массового потребления»
Типология цивилизаций По Н.Я.Данилевскому По А.Тойнби По О.Шпенглеру «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская; «одноосновные» (имеют одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – древнегреческая (культура), древнеримская (политика); «двухосновные» – европейская (культура и политика); «объединительная» – гармоничное соединение различных начал. «первичные» – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие; «вторичные» – возникающие в ответ на вызов; «третичные» – возникают на основе единых религий и церквей из вторичных; ( к сер.XXв. не более 7-8) Четкое разграничение понятий «цивилизация» и «культура»; Цивилизация понималась как стадия упадка, окостенения, умирания культуры; Говоря о культурах он выделял, подчеркивая их самостоятельность всего 8: Египетскую, вавилонскую, аробо-византийскую, греко-римскую, западную ит.д.
Параметры, отличающие индустриальную цивилизацию от аграрной Утрачивается зависимость от естественной среды; Наука тесно связана с производством; Городское население преобладает над сельским; Промышленное производство оттесняет на второй план сельское хозяйство; Демократизация политической системы; Утверждается система социальной защиты и граждан и защиты прав личности; Личность освобождается от связи со своей социальной средой; Идет процесс глобализации; Духовная жизнь характеризуется усилением рационализма.
Общественно-экономическая формация Способ производства надстройка Производительные силы Производственные отношения люди Средства труда Предметы труда Орудия труда обмена распределения собственности политика идеология ценности
Формационный подход к изучению истории. достоинства(по мнению сторонников) Позволяет увидеть общее в историческом развитии разных народов; Представить историю как единый процесс; Установить законы исторического развития; Предложить периодизацию всемирной истории. Недостатки (по мнению критиков) Многие народы не проходили в своем развитии через все формации; Большинство общественных процессов не могут быть объяснены без искажений с экономических позиций; Недостаточное внимание уделяется своеобразию отдельных обществ и народов.
Цивилизационный подход к изучению истории. достоинства Позволяет изучать историю во всем ее многообразии; Ориентирует на изучение тех сторон, которые обычно выпадают у сторонников формационного подхода(ценности, психология и т. д.); В центр исследования ставится человек и его деятельность. недостатки Становится невозможен взгляд на историю как на единый процесс развития человечества; Создает возможность полного отрицания единства истории; Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития.
Источники: Боголюбов Л.Н., Обществознание 11 класс.- Москва: Просвещение, 2008 г.