Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) (30 мая (11 июня) 1811, крепость Свеаборг, Финляндия — 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург) — русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.
Русский критик и публицист. Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря. Мать Белинского была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований, опустился под влиянием провинциальной жизни. Дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям - праведник-аскет и подвижник. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в юности писателя. Русский критик и публицист. Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря. Мать Белинского была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований, опустился под влиянием провинциальной жизни. Дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям - праведник-аскет и подвижник. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в юности писателя.
Работы Работы Дмитрий Калинин (1830—1832). Литературные мечтания. Элегия в прозе (1834). О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») (1835). Ничто о ничём (1835). Стихотворения В. Бенедиктова (1835). Основания русской грамматики (1837). Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета (1838, цикл статей). Сочинения в стихах и прозе Д. Давыдова. «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова (1840). Русская литература в 1840 году (1841). Стихотворения М. Лермонтова (1841). Русская литература в 1841 году (1842). Русская литература в 1842 году (1843). Русская литература в 1845 году (1846). Взгляд на русскую литературу 1846 года (1846). Николай Алексеевич Полевой (1846). Письмо Н. В. Гоголю (1847). Взгляд на русскую литературу 1847 года (1848).
Издания Издания Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина / Ред. предисл. и прим. Н. И. Мордовченко. — Л.: Гослитиздат, 1937. — 706 с.: ил. Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии / Ред., вступит. статья и примеч. Н. И. Мордовченко. — Л.: Худож. лит., 1940. — 264 с.: портр. Белинский В. Г. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и со вступит. ст. М. Т. Иовчука. Ред. текста и комментарии В. С. Спиридонова. — М.: Госполитиздат, 1941. — 562 с. Белинский В. Г. О Крылове: Сборник статей и высказываний. — М.: Гослитиздат, 1944. — 70 с. Белинский В. Г. Письма к Гоголю / Ред., послесловие и примечания Ф. М. Головенченко. — М.: Гослитиздат, 1947. — 32 с. То же./ Белинский В. Г. — М.: Госполитиздат, 1956. — 29 с. Белинский В. Г. Избранное. — Молотов: Молотовгиз, 1948. — 395 с. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е. Н. Медынского. — М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.: портр. Белинский В. Г. Избранные философские сочинения / Под общей ред. М. Т. Иовчука и З. В. Смирновой. Ред. текста и примеч. В. С. Спиридонова. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1948. — 642 с.: ил., портр. То же. Т. 2. — М.: Госполитиздат, 1948. — 594 с.: ил., портр. Белинский В. Г. О Гоголе: Статьи, рецензии, письма / Ред., вступит. ст. и комм. С. Машинского. — М.: Гослитиздат, 1949. — 512 с.: портр. Белинский В. Г. О классиках русской литературы / Сост. А. Н. Дубовиков. — М.; Л.: Детгиз, 1948. — 360 с. То же. — М.; Л.: Детгиз, 1950. — 360 с.: ил., портр. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 г. / [Послесл. и примеч. Е. А. Мельниковой]. — М.: Гослитиздат, 1955. — 184 с.: портр. Белинский В. Г. Избранные статьи. — М.: Детская литература, 1972. — 223 с. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. — М.: Сов. Россия, 1984. — 96 с.
Собрания сочинений Собрания сочинений Собрание сочинений : в 12 т. / Издание К. Т. Солдатёнкова. — М., 1859. Полное собрание сочинений : в 13 т. / Под ред. С. А. Венгерова (т. 1—11) и В. С. Спиридонова (т. 12—13). — М., 1900—1917 (тт. 1—11); М., 1926—1948 (тт. 12—13). Собрание сочинений : в 3 т. / Под ред. Ф. М. Головенченко. — М., 1948. Полное собрание сочинений : в 13 т. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1953–1959. Собрание сочинений : в 9 т. — М.: Художественная литература, 1976–1982.
«Ничто о ничём» Ничто о ничем, или отчет г. издателю "Телескопа" за последнее полугодие (1835) русской литературы
Петербург и Москва Хотя все творчество Белинского очевидно публицистическое, чисто публицистических текстов, не связанных с задачами литературной критики, у него очень мало. Очерк «Петербург и Москва» принадлежит к таким редким исключениям. Форма литературной критики, которую обычно принимали статьи Белинского, уже его современниками понималась как по преимуществу вынужденная невозможностью напрямую в печати говорить об общественных проблемах.
Культурное противостояние двух соперничающих столиц начало активно обсуждаться в 30-х гг. (хотя наметилось гораздо раньше). Этому противостоянию были посвящены, например статья Гоголя «Петербургские записки 1836 года» и памфлет Герцена « Москва и Петербург» . Для Белинского, бывшего в 40-х лидером западников, Москва-столица его идеологических врагов, славянофилов, но еще и город, где он сам жил в молодости. Белинский переехал из Москвы в Петербург в 1839 г., что было связано с началом работы в новом для критика журнале- петербургских «Отечественных записках». Этот переезд был для Белинского серьезным потрясением. Вскоре последовал творческий кризис и принципиальное изменение мировоззрений. «Левый» Белинский, увлеченный идеями французских социалистов, создатель русской публицистической критики, - это петербургский Белинский 40-х гг. Культурное противостояние двух соперничающих столиц начало активно обсуждаться в 30-х гг. (хотя наметилось гораздо раньше). Этому противостоянию были посвящены, например статья Гоголя «Петербургские записки 1836 года» и памфлет Герцена « Москва и Петербург» . Для Белинского, бывшего в 40-х лидером западников, Москва-столица его идеологических врагов, славянофилов, но еще и город, где он сам жил в молодости. Белинский переехал из Москвы в Петербург в 1839 г., что было связано с началом работы в новом для критика журнале- петербургских «Отечественных записках». Этот переезд был для Белинского серьезным потрясением. Вскоре последовал творческий кризис и принципиальное изменение мировоззрений. «Левый» Белинский, увлеченный идеями французских социалистов, создатель русской публицистической критики, - это петербургский Белинский 40-х гг.
Обложка книги Обложка книги "Собрание сочинений", 1766 г.
В.Г. Белинский. Избранное. Издательство "Московский рабочий", Москва, 1954г. 551 страница. В.Г. Белинский. Избранное. Издательство "Московский рабочий", Москва, 1954г. 551 страница.
В. Г. Белинский. Сочинения в трех томах, 1913 г. В. Г. Белинский. Сочинения в трех томах, 1913 г.
Обложка книги "Е. Ю. Тихонова. В. Г. Белинский в споре со славянофилами", 1999 г. Обложка книги "Е. Ю. Тихонова. В. Г. Белинский в споре со славянофилами", 1999 г.
Белинский О классиках русской литературы. 1958г., Мытищи Белинский О классиках русской литературы. 1958г., Мытищи
Обложка книги "В. Г. Белинский в портретах, иллюстрациях, документах". Обложка книги "В. Г. Белинский в портретах, иллюстрациях, документах".
Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Том 1 Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Том 1
Обложка книги "В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев. Статьи о русской литературе", изд-во "Эксмо-Пресс", 2002 г. Обложка книги "В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев. Статьи о русской литературе", изд-во "Эксмо-Пресс", 2002 г.
Значение Белинского и его влияние в русской литературе было громадно и чувствуется до сих пор. Он не только указал тот путь, по которому должна идти литература, чтобы стать общественной силой, но явился учителем и руководителем молодого поколения писателей, — плеяды 40-х годов, все представители которой прежде всего и больше всего обязаны идейной стороной своих произведений именно Белинскому Значение Белинского и его влияние в русской литературе было громадно и чувствуется до сих пор. Он не только указал тот путь, по которому должна идти литература, чтобы стать общественной силой, но явился учителем и руководителем молодого поколения писателей, — плеяды 40-х годов, все представители которой прежде всего и больше всего обязаны идейной стороной своих произведений именно Белинскому
Памятник Памятник В. Г. Белинскому в Пензе.
Белинский был по преимуществу не рефлективная личность, а именно беззаветно восторженная, всегда, во всю его жизнь. (…) Выше всего ценя разум, науку и реализм, он в то же время понимал глубже всех, что одни разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную „гармонию“, в которой бы можно было ужиться человеку. Он знал, что основа всему — начала нравственные. В новые нравственные основы социализма (который, однако, не указал до сих пор ни единой, кроме гнусных извращений природы и здравого смысла) он верил до безумия и безо всякой рефлексии; тут был один лишь восторг. Но, как социалисту, ему прежде всего следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинать с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества. Семейство, собственность, нравственную ответственность личности он отрицал радикально. Без сомнения, он понимал, что, отрицая нравственную ответственность личности, он тем самым отрицает и свободу её; но он верил всем существом своим (гораздо слепее Герцена, который, кажется, под конец усомнился), что социализм не только не разрушает свободу личности, а, напротив, восстановляет её в неслыханном величии, но на новых и уже адамантовых основаниях. Белинский был по преимуществу не рефлективная личность, а именно беззаветно восторженная, всегда, во всю его жизнь. (…) Выше всего ценя разум, науку и реализм, он в то же время понимал глубже всех, что одни разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную „гармонию“, в которой бы можно было ужиться человеку. Он знал, что основа всему — начала нравственные. В новые нравственные основы социализма (который, однако, не указал до сих пор ни единой, кроме гнусных извращений природы и здравого смысла) он верил до безумия и безо всякой рефлексии; тут был один лишь восторг. Но, как социалисту, ему прежде всего следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинать с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества. Семейство, собственность, нравственную ответственность личности он отрицал радикально. Без сомнения, он понимал, что, отрицая нравственную ответственность личности, он тем самым отрицает и свободу её; но он верил всем существом своим (гораздо слепее Герцена, который, кажется, под конец усомнился), что социализм не только не разрушает свободу личности, а, напротив, восстановляет её в неслыханном величии, но на новых и уже адамантовых основаниях. Достоевский