Мультимедийный учебник по курсу компьютерной графики Аседач ИльяДолгушева ТатьянаПлатова МарияЛИТ 2005
Введение Владение компьютерными технологиями является необходимым атрибутом профессиональной пригодности специалиста в современном обществе. Заложить необходимый фундамент нужно в школе. Интенсивное развитие компьютерных технологий привело к тому, что процесс обучения вышел на новый уровень, что позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Но даже при наличии достаточно хорошей технической базы, возникает проблема, как при достаточно ограниченном объеме времени научить учеников работе с новыми сложными программными продуктами. В качестве эффективного средства обучения важная роль отводится использованию мультимедийного учебника, который позволяет:обеспечить быструю обратную связь;быстро найти необходимую информацию;наряду с кратким текстом – показывать, рассказывать, моделировать и т.д.Использование мультимедийного учебника позволяет быстро научится пользоваться полученными новыми знаниями, а практические приемы работы усваиваются на уровне навыка. После таких занятий учащиеся могут вполне профессионально работать с программным обеспечением. Использование средств компьютерных технологий активизирует самостоятельную деятельность в учебном процессе, позволяет повысить эффективность усвоения ими знаний, предоставляет преподавателю возможность использовать больше времени на занятии для индивидуальной работы, оценка становится объективнее. Важными задачами, которые решаются в результате использования рассмотренных выше средств компьютерных технологий в процессе обучения, являются: активизация учебной деятельности, повышение ее эффективности и качества; развитие культуры самостоятельной работы учеников; расширение сферы их самостоятельной деятельности и др.
Сферы применения Данный учебник может применяться на уроках в общеобразовательной школе, факультативных занятьях, в домашних условиях, для самостоятельного изучения. Учитель выступает в роли консультанта. Таким образом, ученик, не имея опыта работы с компьютерной графикой, может пользоваться данным учебником, время от времени, обращаясь к учителю. Поскольку программа курсов компьютерной графики и мультимедиа технологий не позволяет достаточно полно изучить все направления, которые содержит учебник, то каждый ученик может самостоятельно углубляться по интересующим его направлениям. Учебник удобно использовать для заполнения пробелов в знаниях тем ученикам, которые пропустили занятия по каким-либо причинам. Также его используют ученики на домашнем обучении. Общие характеристики учебника Объем печатных материалов – 269 страниц, 630 иллюстраций, 29 Flash-анимаций из них 7 озвученных, 6 трехмерных анимаций, озвученный видеоклип. Общий объем электронного учебника на CD ROM – 462 Мбайт
Содержание учебника Учебный материал размещен в трех частях: теории, практики, курсовые проекты.
Рис.2 Внешний вид раздел «Теория» Раздел «Теория» содержит основные теоретические положения, усвоение которых способствует более осознанному восприятию учебного материала последующих частей учебника. В этом модуле изучаются история развития, области применения, технические средства компьютерной графики (КГ), виды, принципы создания специфика обработки КГ, кодирование графической информации, графическое и цветовое разрешение, форматы графических файлов, цветовые модели, оптимизация графики для WEB.
Он включает:ВведениеВиды компьютерной графики Три вида графики Растровая графика Векторная графика Соотношение между векторной и растровой графики Понятие о фрактальной графике Основные понятия о компьютерной графике Основные понятия компьютерной графики Цветовое разрешение и цветовые модели Цветовая палитра
Средства работы с графикой Сканеры Цифровые фотокамеры и видеокамеры Программные средства для работы с графикой Средства для работы с растровой графикойГрафические форматы Форматы файлов растровой графики Поддержка графики браузерами Формат GIF Формат JPEG Переносимая сетевая графика (Формат PNG) Закрепление пройденногоКонтрольные вопросы
Задачи с решением. Эта часть делится на растровое и векторное представление.Растровое представление. Этот модуль позволяет повторить теоретический материал, касающийся методов представления растровой графики в памяти компьютера и изучить инструментальные средства создания и обработки растровых изображений.Векторное представление. Данный модуль предусматривает на основе теоретической информации, полученной в первом модуле, познакомиться с методами создания и обработки графических изображений с использованием векторного графического редакторов. Рассматриваются основные возможности векторной графики: работа с контурами, фигурами, атрибутами текста, с цветом, заливки т.д.
Уроки по Corel DrawУроки по Adobe PhotoshopУроки по Macromedia FlashУроки по Corel Draw состоят из четырех разделов:Иллюстрационная графикаИнструментыСпециальные эффектыИллюстрации к урокамУпражненияПервый раздел состоит из трех частей:Введение Плоские графические модели в CorelDRAW Графические примитивы и операции с нимиРаздел «Инструменты» включает примеры семи инструментов программы Corel Draw:Инструмент Bezier Инструмент Eraser Инструмент Freehand Инструмент Spiral,Graph Paper,Perfect Shapes Инструмент Interactive Connector Инструмент Knife Инструмент Shape
Раздел «Специальные эффекты» состоит из перечня эффектов, которыми можно пользоваться Corel Draw:Художественные инструменты Градиентные заливки Векторная экструзия Оконтуривание Скручивание Перетекания Перспектива Оболочки Линза ТениВ третьем разделе находятся девять иллюстраций к урокам. Это:Действия с объектами Свободная деформация Графические примитивы Построение кубика в изометрической проекции Шрифт как элемент дизайна Построение цилиндра Операции с контурами Логотип общества кинолюбителей Создание маскиa
Раздел «Упражнения» подразделен на восемь упражнений, которые нужно выполнить для закрепления навыков работы с программой Corel Draw:Литосфера Автосервис Патриот Карандаш Дом Различные предметы Эмблема ЛИТ Поем о славе России Пособие содержит краткое описание выполнения заданий по шагам в форме иллюстраций с текстовыми пояснениями. Задания предназначены для обязательного выполнения учащимися на уроках, посвящённых изучению раздела технологии создания и обработки векторной графики средствами пакета Corel Draw. Настоящая версия рассчитана на 15 – 20 уроков, в зависимости от способностей и уровня подготовки учащихся в сфере информационных технологий. Пособие реализует принцип наглядности в обучении, который для данного учебного курса «Компьютерной графики» имеет особое значение. Задания в пособии подобраны таким образом, чтобы в работе над ними ученики могли бы освоить все основные возможности программы Corel Draw по работе с векторной и точечной графикой, текстом, цветом, по организации объектов в документе, а также познакомиться с областью применения и кругом решаемых задач, использующих средства пакетов векторной графики.
Уроки по Adobe Photoshop состоят из семи разделовАзы Photoshop.Вектора PhotoshopТекстурыВекторные эффекты.Текстовые эффекты.Другие эффектыФото эффектыАзы Photoshop.включает три урока(Смешивание, Маски и каналы, Цветокоррекция)и перечень инструментов в программы Adobe Photoshop Раздел Вектора Photoshop ,состоит из двух частей: Часть 1. Для самых маленьких и Часть 2. Использование векторов в Adobe Photoshop. Раздел Текстуры содержит примеры восьми текстур, которые можно создать в Adobe Photoshop::Абстрактная текстура, Абстрактная текстура 2 Каменная текстура, Текстура коровьей кожи, Металлическая текстура,Текстура ржавого металла, Текстура ржавого металла 2, Золотая текстура.Раздел Векторные эффекты делится на шесть эффектов:Решетчатый шар, Звезда, Решетчатый круг, Перспективная сетка, Сетка, Фрактальные решетки.
Раздел Другие эффекты включает тридцать один эффект: Starburst, Шестерёнка, Вкладки для веб-страничек, Стеклянная кнопка, Ночная звезда, Интерфейс для веб-страницы, Болт, Круги на воде, Объёмная кнопка, Молния Кристаллы, Кнопка для веб-страницы, Полупрозрачные многоугольники, Эффект щупалец, Сердце, Объёмные щупальца, Абстрактное художество, Рисуем шарики кистью, Фильтр 3D-Transform, Абстракцию фильтром Wave, Хромированная кнопка, Продвинутый дизайн для сайта, Light of Future, Буклет, Liquid plastic design, Скрепка, Rollover вручную, Смайлы, Круги от дождевых капель, Content Box, Шар.
Уроки по Macromedia Flash состоят из пяти частей:Знакомство с FlashРабочая среда FlashСоздание и редактирование графикиСекреты анимацииУпражненияПервая часть состоит из двенадцати уроков:Урок №1. Рабочее окно программы Macromedia FlashУрок №2. Задание свойств роликаУрок№3. Создание эталонаУрок №4. Создаем графические элементы фильмаУрок №5. Слои и кадрыУрок №6. Движение по заданной траектории Урок №7. Добавляем ключевые кадры и масштабируем движущийся объектУрок №8. Создаем анимацию формыУрок №9. Озвучиваем фильмУрок №10. Невидимая кнопкаУрок №11. Создание интерактивных роликовУрок №12. Публикуем ролик для Webи введения
Вторая из трех уроков:Урок №1. Настройка рабочего окна и панелейУрок №2. Координатные линейки, сетка, направляющиеУрок №3. Работа с библиотекамиЧасть «Создание и редактирование графики» включает двадцать два урока:Урок №1. Рисование и редактирование линейных сегментовУрок №2. Рисование карандашомУрок №3. Рисование скругленных прямоугольниковУрок №4. Создание и редактирование контуровУрок №5. Закрашивание кистьюУрок №6. ЗаливкаУрок №7. ОбрамлениеУрок №8. Копирование атрибутов заливки и обрамленияУрок №9. Стирание ластикомУрок №10. Создание сплошного цветаУрок №11. Создание и редактирование градиентовУрок №12. Растровые заливкиУрок №13. Трассировка растровых изображенийУрок №14. Использование буфера обмена для копирования и вставки графикиУрок №15. Преобразование линий в формы и операции с формамиУрок №16. Редактирование формы
Рис.6 Урок «Редактирование формы» Урок №17. Выделение объектовУрок №18. Просмотр изображенияУрок №19. Группирование объектов и операции с группамиУрок №20. Преобразование объектовУрок №21. Выравнивание и распределение объектовУрок №22. Текст во Flash-фильмах
Четвертая содержит пятнадцать уроков:Урок №1.Параметры анимации движенияУрок №2. Операции с кадрамиУрок №3.Озвучивание анимацииУрок №4. Анимация цветовых эффектов Урок №5. Синхронизация звукового сопровождения с анимацией Урок №6. Работа с панелью Actions (Команды) Урок №7. Изменение формы в движении Урок №8. Редактирование звука Урок №9. Управление автономным проигрывателем Урок №10. Покадровая анимация Урок №11. Переход к кадру или сцене Урок №12. Проверка загрузки кадра Урок №13. Подвижная маска Урок №14. Анимация движения множества объектовУрок №15. Программная анимация
Часть «Упражнения» подразделена на восемнадцать упражнений, которые нужно выполнить для закрепления навыков работы с программой Macromedia Flash. Это: «Повар», «Самолет», «Солнце», «Мяч», «Зарядка», «Лист», «Колесо», «Лестница», «Линии»,«Дельфин», «Балерина», «Планета», «Футбол», «Shape» «Фантазия».
В разделе «Курсовые проекты» находится галерея курсовых проектов, сделанных учениками Лицея Информационных Технологий. Они подразделяются на направления:3D StudioAdobe photoshopAdobe PremierAhchicadMayaFlash3D Studio включает следующие курсовые проекты:
Офис Квартира Кафе Солнечная система СервизAdobe photoshop состоит из: Открытки Наша планета УчебникMaya делится на: Описание Проект Flash: Новогодние открытки Открытка 1 Открытка 2 Открытка 3 Дискотека Времена года Подснежник Подснежник 1 Подснежник 2
Структура