Приветствую участников конференции Желаю успешной работы, новых профессиональных достижений и унести с собой только хорошие впечатления .
Мультимедийные и интерактивные ресурсы ЭФУ и особенности их использования на уроке и во внеурочной деятельности
Нормативно-правовая документация Приказ Минобрнауки РФ № 1047 ОТ 5.09.2013 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников… » (С ИЗМЕНЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВИЕ С ПРИ КАЗОМ N 1559 ОТ 8.12.2014) 3. б) - электронная форма учебника – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника; Пп.17.2, 17.3 и Приложение 2 и Приложение 3 (требования)
Электронная форма учебника • Соответствие форм • Полный объем иллюстраций • Педагогически обоснованное количество дополнительных элементов • Наличие средств контроля и самоконтроля - Общедоступность форматов • Мультиплатформенность (и аппаратная, и программная) • Автоматическая адаптация страниц под экраны различных размеров и ориентаций Режим работы: Off-line • Интерактивность оболочки (навигация, заметки, закладки) • Соответствие нумерации страниц с одинаковым содержанием в печатной и электронной форме учебника
В чем разница между типами издания? Сходство. Электронный учебник (ЭУ) – полноценная замена учебнику на печатной основе (соотношение по страницам с печатным учебником, содержанием, иллюстрациями). Различие. Имеет: интерактивную панель слева: страница, закладка, заметки. Ресурсы: мультимедийные (изображения, видео, аудио) и интерактивные (задания с автоматической проверкой, тесты) Ключевое отличие между ЭФУ и электронной тетрадью –все задания автоматически проверяются и имеют различные виды проверки.
Как подготовить урок с использованием ЭФУ Шаг 1. определить модель использования ЭФУ на уроке: индивидуальная, смешанная(комп-р учителя и несколько устройств в классе), фронтальная (компьютер учителя), групповая (устройство и мультимедийная система), дистанционная модель (скайп, дом.обучение) Шаг 2. определяем тип изданий в электронной форме: базовые издания (учебник, тетрадь) и дополнительные (диктанты, тренажеры, ВПР, тесты) ВАЖНО!!! Выбираем тип, который освоили
В чем разница между типами издания? Сходство. Электронный учебник (ЭУ) – полноценная замена учебнику на печатной основе (соотношение по страницами с печатным учебником, содержанием, иллюстрациями). Различие. Имеет: интерактивную панель слева: страница, закладка, заметки. Ресурсы: мультимедийные (изображения, видео, аудио) и интерактивные (задания с автоматической проверкой, тесты) Ключевое отличие между ЭФУ и электронной тетрадью –все задания автоматически проверяются и имеют различные виды проверки.
Шаг 3. определяем ресурсное оснащение урока с учетом требований СанПин Мультимедийные ресурсы (Эмоциональное воздействие): галереи статичных изображений, видеоролики, анимационные ролики , карты, ленты времени, схемы, таблицы, озвучивание литературного, словарного и учебного материала Интерактивные ресурсы (системно-деятельностный подход) : интерактивность контента, интерактивность средств контроля, адаптивность к расположению экрана, динамичность изображений, немедленная реакция на выполнение интерактивных действий – возможность включения в методическое сопровождение урока компьютерное тестирование, удобная навигация
Интеграция печатной и электронной форм учебника Шаг 4.определяем на каких этапах урока, какие типы ресурсов будут использованыЭФУ, ЭП Этап урока Печатная норма Электронная форма 1. Этап мотивации ицелеполагания + 2. Этап открытия новых знаний и способов учебных действий + 3. Этап подведения итогов + 4. Этап рефлексии деятельности +
Аспект: использование ЭФУ / ЭП на уроке Шаг 5. готовим проект аспектного анализа урока Этап урока Название ресурса Преимущества использования ресурсов (по отношению к печатной основе) Эффективность использования ресурса (достигнут результат) Целепологание Мультимедийный Изучение нового Интерактивный Закрепление Повторение Обобщение Итог Рефлексия
Верно ли мы построили урок, с учетом всех требований СанПин ( чтобы была возможность использовать интерактив в течении дня на НЕСКОЛЬКИХ уроках!) Шаг 1. Шаг 2. Шаг 3. Шаг 4. tработы с ЖК (комп-р) tработы с ИД (интер. Доска) №урока Модель: Мобильный класс Смешанная Фронтальная Групповая Дистанционная Тип издания: Учебник Тетрадь Диктант ВПР Хрестоматия Ресурсы: Мультимедийные Интерактивные Тесты Этапы урока: Целепологание Изучение нового Закрепление Повторение Обобщение Итог Рефлексия
Электронный учебник (возможность использования) Личностный и системно- деятельностный подход рассчитан на индивидуальную работу – возможность формирования УУД самоконтроля, самооценки, – возможность исправить свою ошибку и после этого смело отвечать учителю или перед классом (формирование внутренней мотивации) – меняется композиция самого урока (больше индивидуальной работы) – меняется темп урока – меняется роль учителя (учитель как информатор!, учитель как организатор ) – статика переходит в динамику
Электронный учебник (оправданность рисков) Риски – Потеря времени в смысле скорости прохождения учебного материала при просьбе «Выполни сам», «Проконтролируй себя»; – Различие в скорости прохождения учебного материала разными учащимися Оправданность рисков – Постепенно, когда учащиеся научаться работать с ЭУ, резко выигрываем в скорости освоения учебного материала; – Формируются УУД самоконтроля; – Можно реализовать различные уровни усвоения материала (базовый и повышенный) (ответившие ранее на вопросы не ждут остальных, а работают с заданиями повышенного уровня )
В чем я нашла пользу мгновенный поиск нужной информации, масштабируемые фотографии и иллюстрации, быстрый переход к нужной главе прикосновением к миниатюрам страниц, всплывающие толкования слов, заметки на полях, выделение участков текста цветом, возможность быстрого опроса на этапе закрепления, обратная связь с преподавателем .
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА Полный комплект учебников на одном устройстве Возможность реализации межпредметных связей ИКТ-компетенция как метапредметный результат Возможности выделения значимых частей текста, создания пользовательских закладок и заметок Возможности интерактивного тестирования Ответственное отношение к учению как метапредметный результат Результат Дополнительная мотивация
УЧИТЕЛЬ сокращает время и усилия на осуществление рутинных операций на всех этапах урока, в том числе: по повторению и обобщению полученных знаний; по созданию условий для предъявления учащимся новой информации; по организации выполнения учащимися многочисленных и однообразных упражнений и оперативному контролю правильности их выполнения; по организации управляемой и контролируемой разнообразной самостоятельной учебной деятельности обучающихся; по реализации индивидуальных образовательных траекторий с целью реализации образовательных запросов учащихся; по сбору и обработке статистической информации о ходе и результатах образовательного процесса;
ОБУЧАЮЩИЙСЯ сокращает временя и усилия: - на осуществление поиска информации (в том числе дополнительной) в большом её массиве; - на визуализацию результатов; - на поддержку функции самоконтроля (за счет его автоматизации).
Источники : - Материалы презентации Издательский комплекс "Наука", РАН Издательство «Академкнига/Учебник» Сергеева Вероника Сергеевна, к.п.н., зам. руководителя методического отдела Материалы вебинара от 09.03.2016 «Как подготовить урок с использованием ЭФУ (методические и практические материалы)» Лектор: Светлана Николаевна Ямшинина, к.п.н., методист научно-методического отдела издательства «Академкнига/Учебник» -Материалы презентации «Электронный учебник нового поколения: понятие, структура, требования» Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГАУ «ФИРО» [email protected]
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82» Вербицкая Валентина Николаевна учитель начальных классов первой квалификационной г. Кемерово 2016 г