Методология проектирования
Каждый учитель - руководитель проекта должен поставить перед собой ряд вопросов и найти на них ответы:Что такое «проект»? Насколько полезна и интересна будет проектная деятельность его ученикам? Что ученики умеют делать и чему им предстоит научиться в ходе работы над проектом? Как правильно организовать работу? С чего начать работу?
Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?Может быть, создание условий для развития личности?А что это за условия и как их создавать?Единственно реальная цель учителя - "пройти программу"Цель ученика:в лучшем случае - "стать умнее" в ином - выучить то, что пригодится для экзамена в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.
От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Результат работы:Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
"Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне" Джон Дьюи"…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." "Различные предметы преподавания суть не что иное, как опыт поколений" Джон Дьюи
Классификация учебных проектов ИсследовательскиеИгровыеТворческиеИнформационныеПрактико - ориентированные
Метод проектов в советской школе(по следам отечественных разработок 1920-х гг.)"…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества"Проф. Е.Г.Кагаров"Метод проектов в трудовой школе" (1926г.)Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?
Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; слабую разработанность методики проектной деятельности; гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения; сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".
"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем" Коллингс
Основные требования к учебному проектуРабота над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Что такое «проект»? Проект - это "пять П":Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯПрактико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком - либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект.
Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВПо комплексности (предметно-содержательной области):Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
По характеру контактов: Внутриклассные, Внутришкольные, Региональные (в пределах одной страны), Международные. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИМини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Формы продуктов проектной деятельностиWeb-сайт Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Игра, мультимедийный продукт Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Экскурсия, поход Законопроект и т.д.
Виды презентаций проектовДеловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:положительное отношение к ребенку; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Роль педагогаОбязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях Консультант, помогающий организовать работу Руководитель, помогающий планировать работу по времени "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Учитель - руководитель проекта должен:владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя учащихся на путь решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта.
Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности./ этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное. II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельностиРефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы
Тематика проектовМир современных автомобилейВода в современном миреЗагадки египетских пирамидОсмос и осмотические явления в живых организмахЛекарства на вашем столеНародные промыслыТайны кровиИстория русских имен и фамилийМесто жаргонизмов в языковой среде подростков
Тематика проектовРоль книги в жизни людейЗолотое сечение вокруг насМир колесаМногогранники в архитектуреПрименение производной и интеграла к решению практических задачКолоколаШаровая молнияРазвитие средств связи
Тематика проектовФонтаныЛампа накаливания и электронагревательные приборыСамые необычные памятники современностиКак было и как стало( карандаш, мыло, открытка, часы и т.д)Влажность воздуха и ее значение
Тематика проектовБез особого труда, но не детская едаПричины сокращения продолжительности жизни: наследственные или приобретенные?Фтор – необходимый человеку элементШоколад. Сладкая ложь?Влияние американской и британской культур на образ жизни в моей стране
Тематика проектовТуристический маршрутВитамины для здоровьяИгры, которые помогают стать умнееПервоцветыИстория костюма 20 века в истории моей семьиКак сделать карьеруИстория ремесел в РоссииПсихологическое восприятие рекламы
Тематика проектовСлужба спасения: история создания и современное состояниеВ каждой избушке – своя игрушкаИстория Олимпийских игр.