ИНФОРМАТИКА Методические рекомендации начальная школа
Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика и информационные технологии основной школы.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИобучения информатике в начальной школе: сформировать первоначальные представления о свойствах информации, способах работы с ней,в частности, с использованием компьютера. познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» - Министерство образования Российской Федерации Письмо №199/13 от 28.03.2002 г.
Примерное содержание курса ИНФОРМАТИКА в начальном обучении:Основы понятия информатики.Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.Информация в жизни общества и человека.Предмет Информатика реализует межпредметные связи,то есть при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием.
Практическая составляющая содержания предмета информатика формируется: из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.
Формы организации обучения информатике в начальной школе: 1 вариант.Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.2 вариант. Организации компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.3 вариант.Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.
Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения Рекомендуется компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса.
Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров на уроках информатики в начальной школе.Предлагается три подхода к использованиюпри обучении информатике.компьютерной поддержки 1. Для реализации фронтальной формы обучения информатике возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD- ROM устройством. 2. Для групповой формы обучения информатике возможно организовать компьютерную поддержку урока информатики в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.3. Для реализации индивидуальной формы организации обучения информатике с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.
При выделении на курс информатики одного часа в неделю в кабинете информационных технологий необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия информационными технологиями с занятиями теоретической информатикой так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.
Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся – столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Объясненные сначала учителем новые сложные понятия затем прекрасно запоминаются учениками в стихотворной форме.Вот,Познакомьтесь – ДИСКОВОД!Если с дисководом дружен,То и справочник не нужен:В упаковке, как конфета,Быстро вертится дискета –Там записаны программыИ для папы и для мамы!Там веселых игр десяткиДруг за другом по порядку!
Книжка-справочник"Основные устройствакомпьютера" Положительный момент при работе с детьми: внимание концентрируется на конкретном устройстве, что обеспечивает более осознанное усвоение материала.
Информационные минутки на уроках информатикийКомпьютер против преступниковСекретные замкиДетектор лжиЧудо-ручкаО вирусахТамагочи – это компьютер? Знакомимся с дискетойФотоаппарат с дискетойКомпьютер в парикмахерскойКомпьютер против преступниковСекретные замкиДетектор лжиЧудо-ручкаО вирусахТамагочи – это компьютер?
Ролевые игры Ученик-компьютерУченик-программистИсполняет команды «программиста»Дает команды «компьютеру»
В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектовДля этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.)
Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем:один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут,другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проектаТаким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания.
Список проектов и время на его реализацию может варьироваться в зависимости от технических возможностей школы. Рекомендуемое время на работу над каждым проектом 2-4 часа
При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны один раз в четверть пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики
Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе. 1.Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя. 2.Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом. 3.Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается. 4.Подключение к работе компакт дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике:1.В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске. 2.Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.3.Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. 4.Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике:5.Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.6.Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.7.Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.8.Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.