«Эффективные презентации» Семинар преподавателей «Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять»
Содержание Общие требования к электронной поддержке Фон презентаций. Психологическое восприятие цвета. Шрифт (Юзабилити и Читабельность)
Необходимо помнить, что выступающий это не просто комментатор слайдов. Слайды должны выполнять функцию визуальной поддержки, поэтому они должны быть компактными и хорошо продуманными. Опытные презентаторы говорят о том, что суть слайда должна стать понятной аудитории через 5-7 секунд. Если требуется на понимание слайда больше времени, его приходится читать, вникая в его содержание. А это значит, что вас перестали слушать.
Информационное насыщение в слайде должно исполняться в виде блоков. Блоки не имеют графических границ, но они четко воспринимаются визуально. Например, блок: - «Название», - «Текст», - «Графика, «Иллюстрации». . Важно учитывать особенность восприятия: блоков не должно быть больше 5 (лучше 4).
Оформляйте слайды проще. Помещайте на слайд 2 – 3 тезиса. Пишите в заголовке основную мысль слайда. Используйте минимум текста (сокращайте предложения). Используйте достаточно крупный шрифт, курсив и CAPS LOCK только для выделения. Округляйте цифры. Если возможно используйте структурные слайды, вместо текстовых. Используйте образы и метафоры, цитаты.. Используйте только 3 цвета в слайдах. Используйте однотонный фон.
Общие требования к электронной поддержке ДИЗАЙН Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме и не отвлекал слушателей. Титульный лист Наименование отдела и организации + Логотип (по желанию). 2. Название темы презентации. 3. Автор: ФИО, должность; 4. Соавтор… 5. Дата (по желанию).
Общие требования к электронной поддержке Второй слайд «Содержание» список основных вопросов, рассматриваемых в содержании лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Рабочие слайды должны иметь поля, т.е. визуальную рамку (отступ от внешнего края на 10% по высоте и ширине). Нужно также учитывать принцип лево - право, т.е. располагать информацию в соответствии с привычным для нас чтением строки. Наиболее важная информация должна располагаться справа. Воздействовать на читателя можно при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста.
ЦВЕТ «3 + 1» 1. Используемая цветовая гамма не должна быть излишне разнообразной. . Рекомендуется использовать контраст трех цветов на базе четвертого фонового цвета. Используйте цвет для выделения - (достаточно выделить тот сегмент, на который слушатель должен обратить внимание)
Желательно избегать обилие шрифтов. Их не должно быть больше трех. Рабочим шрифтом является Times New Roman, Arial, Verdana. 1. Предложения на слайде не должны выходить за поля слайда Заголовки 1. Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание). 2. В конце точка никогда не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы). Анимация, Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает. Например:
Общие требования к электронной поддержке НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ АНИМАЦИЕЙ!
Форматируется по ширине. Обычный текст пишется без использования маркеров списка. Подчеркивание не используется, т.к. оно может восприниматься как гиперссылка. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка. После двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы!
Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно. На схемах текст лучше форматировать по центру. В таблицах - по усмотрению автора. Выделяйте главное в тексте другим цветом (все в едином стиле). При использовании цифр, их нужно округлять: до целых, до сотен, до тысяч и т.д ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО- И ЗВУКОВЫХ ФАЙЛОВ Презентация выиграет, если Вы будете использовать в ней звуковое сопровождение и видеоматериалы. Для этого необходимо проконсультироваться программистов, как импортировать видеоролик или звуковой файл из Интернета. Р/S: обычно такие материалы защищены Законами о защите авторских прав.
- Психологическое воздействие цвета - Цветовое оформление магазина - Психологическое восприятие цвета - Учение о цвете - Цвета в Web - Цвет в рекламе - Иллюзии зрительного восприятия - Психологическое воздействие цвета - Колористика - Графика - Цвет в интерьере - Цвет и свет
Психологические ассоциации. Контрастные цветовые сочетания букв и фона Наиболее контрастные цветовые сочетания букв и фона по данным профессора Т. Кёнига Результаты исследований одной английской фирмы рекламных плакатов, которая в начале XX века в результате исследований установила некую последовательность цветовых сочетаний букв рекламных текстов по принципу наилучшего контраста:
Психологические ассоциации. Контрастные цветовые сочетания букв и фона
Не используйте слишком много различных размеров шрифта Размер шрифта — отличный способ разделения текста. Он работает как знак, который говорит «Здесь что-то важное» или «Здесь начинается новый раздел». 2. Крупный текст указывает, чему посвящен этот раздел, а мелкий это содержание раздела». 3. Как и в других способах визуального разделения, размер шрифтов должен достаточно различаться, чтобы это работало. По этой причине не рекомендуется использовать более 3 различных размеров шрифта в основном тексте страницы (главный заголовок, подзаголовок, содержание).
Используйте рубленые шрифты для основного текста Различные классы шрифтов имеют различный уровень удобочитаемости, который зависит еще и от способа отображения текста (печать, экран и т. д.). ШРИФТЫ С ЗАСЕЧКАМИ Шрифты с засечками выглядят старомодно и представительно. Засечки на концах букв направляют взгляд от буквы к букве, делая чтение более равномерным и простым, но это работает только на большом разрешении при печати. Шрифты с засечками больше подходят для крупных надписей.
Более простые и не имеют засечек. Гораздо более разборчивы на экране монитора, и благодаря своей простоте они легко отображаются на низких разрешениях. Многие рубленые шрифты разработаны специально для электронных носителей. Наиболее читабельные шрифты имеют крупные символы и достаточные интервалы между ними, которые облегчают чтение. 4. По мнению многих дизайнеров, Verdana лучший шрифт для основного текста страниц. Гарнитура Verdana особенно хорошо подходит для чтения с экрана, потому что имеет достаточно крупные символы с большими межсимвольными интервалами, что позволяет легко распознавать каждую букву.
Привлечь внимание пользователя или подчеркнуть важность элемента можно с помощью: подчеркивания, полужирного выделения, курсивного текста, но использовать эту возможность следует осторожно. 1. Для выделения целой строки более целесообразно использование полужирного начертания, которые не столь сильно ухудшают читабельность как подчеркивание или курсив. 2. Полужирное начертание увеличивает контраст, но контраст работает, только если есть с чем контрастировать.
3. Большое количество жирного текста уже не привлекает внимание, а только ухудшает его восприятие. 4. Курсив больше подходит для выделения слов или коротких фраз. 5. Курсив не должен использоваться для больших отрывков текста, поскольку может значительно ухудшать читабельность рубленых шрифтов на низком разрешении. 6. Рубленые шрифты, которые очень хорошо читаются на экране, теряют свои достоинства при курсивном начертании. 7. Подчеркивание также может быть использовано для выделения отдельных слов или коротких фраз.
Достаточный контраст важен между текстом и фоном. Используйте черный текст на белом фоне. Если использование белого фона невозможно, старайтесь использовать темный цвет текста на более светлом фоне. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ - НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ ДЛЯ БОЛЬШИХ ФРАГМЕНТОВ ТЕКСТА, ПОТОМУ ЧТО КОНТРАСТ МЕЖДУ СИМВОЛАМИ СИЛЬНО УМЕНЬШАЕТСЯ, ЕСЛИ ВСЕ ОНИ ОДНОГО РАЗМЕРА. ТЕКСТ, НАПИСАННЫЙ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, ЧИТАЕТСЯ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО И ТЯЖЕЛО. - Прописные буквы позволяют выделить начало мысли или важную информацию. Они теряют эффективность, если используются не в меру. - В заголовках использование прописных букв следует обдуманно.
Текст с выравниванием по левому краю читается гораздо проще, чем с выравниванием по правому. Выравнивание «по ширине» (когда слова растягиваются) может быть эффективно, только если строки имеют достаточную длину (40 и более символов). Приведенный абзац использует выравнивание «по ширине» и при этом сохраняет достаточную читабельность. Этот узкий абзац тоже использует выравнивание «по ширине», обратите внимание как неудобно и прерывисто чтение.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ШРИФТОВЫМИ НАБОРАМИ Мужские шрифты – прямолинейные, строгие, обладающие «техническими» качествами. Женские шрифты - округлые и пышные шрифты с выраженными «хвостиками». Шрифты рукописного стиля — это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. Шрифты с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», их начертание подражает образу человеческого лица. Курсивные шрифты, обладают качеством эмоционального смягчения.
Жирные шрифты вызывают ощущение надежности стабильности и массивности. Курсивные шрифты вызывают ощущение утонченности и изящества. Мелкий простой текст может вызвать ощущение важности информации.
Практическая работа 1. Составьте таблицу по основным требованиям электронной поддержки оформления презентаций (см.табл.). 2. С помощью Интернет-ресурсов найдите несколько фонов для презентации. 3. Создать презентацию соответствующую общим требованиям электронной поддержки на тему: «Психологическое восприятие… на выбор: цвета, фона, шрифта».
http://www.google.ru/images?um=1&hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&rls=org.mozilla:ru:official&channel=s&tbs=isch:1&q=%D1%84%D0%BE%D0%BD+%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F&revid=574705290&sa=X&ei=KszXTJq9GNvNjAeGk7DKCQ&ved=0CCcQ1QIoBA&biw=986&bih=841
Спасибо!