Презентация подготовлена учащимися 8 -9 классов школы № 688 Приморского района г. Санкт - Петербурга
Петербург – наследник мировых цивилизаций
Санкт -Петербург – город-символ европейской России, вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Само название города, в отличие от однословных имен европейских столиц, составлено из двух слов, при этом каждое имеет свой смысл. Санкт – с латинского «святой»; Петр – имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург (бурх) – по-немецки «город». Так, в наименовании молодой столицы связаны воедино имя царя Петра, его святого покровителя и нити культуры Древней Греции и Рима, Германии и Голландии.
герб Санкт -Петербурга герб Ватикана В названии нового российского города и его символике акцентирована связь с классическим Римом, покровителем которого был апостол Петр. Даже герб Петербурга с двумя пересекающими якорями удивительно схож с гербом Ватикана. История новой Российской столицы запечатлена в архитектурном облике города. Эпохи выдающихся царствовании и шедевры зодчества XVIII – XX столетий соединились в нем в целостную летопись Петербурга.
Заложенный по замыслу Петра Великого 27 мая 1703 года, в праздничный день во имя Святой Живоначальной Троицы, на Заячьем острове, город обрел идеального воплотителя царственных замыслов в лице Д.Трезини, работавшего здесь в 1703 по 1723 года. По указаниям Петра в Россию приглашались архитекторы, зарекомендовавшие себя опытными профессионалами. Память об основателе города воплощена в монументе, созданном гениальным скульптором Э.Фальконе в 1768 г.
Васильевский остров своей восточной оконечностью – «Стрелкой» разделяет Большую и малую Неву, которые вливаются в широкое русло Невы с ее царственно-величавым простором. Долгое время Стрелка Васильевского острова использовалась как главный торговый порт. Доминирующее строение Стрелки Васильевского острова – Биржа. Ее композиция и декор восходят к храмам Древней Греции и Рима. Как и в античных храмах, основной объем Биржи обрамлен по периметру сорока четырьмя колоннами дорического ордера. Выше помещены скульптурные группы, олицетворяющие процветание Российского морского флота и торговли.
Нева – колыбель Санкт - Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции, сохраняющей свое значение по сей день. По берегам Невы, протяженность которой в черте города 28 км, формировались самые знаменитые архитектурные ансамбли XVIII – XIX веков. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Архитекторы Петербурга с первых лет создания города старались облагородить ее русло. Со второй половины XVIII века и в последующие столетия берега «красавицы севера» одевали гранитом и устраивали пристани. Зачастую они украшались скульптурами, вазами, экзотическими изваяниями.
Петербург поистине может считаться наследником мировых цивилизаций. Наследие Китая: Китайская беседка в Царском селе Китайский дворец в Ломоносове Китайские львы на Петровской набережной
Наследие Ассирии Грифоны На Университетской набережной Банковский мост через канал Грибоедова
Наследие древнего Вавилона «Висячие сады» Малый Эрмитаж
Наследие древнего Египта Пирамида- беседка и Египетские ворота в Царском селе Обелиски – египетские «лучи солнца» Статуи богов, саркофаги, папирусы в Эрмитаже Сфинксы
Сфинксы из Древних Фив На Васильевском острове у Невы, напротив здания Академии художеств смотрят друг другу в глаза два каменных сфинкса. Поэт В. Я. Брюсов писал о них: Глаза в глаза вперив, безмолвны, Исполнены святой тоски, Они как будто слышат волны Иной торжественной реки.
Сфинксы — самые древние памятники Санкт -Петербурга, возраст которых насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Давным-давно они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 годах до нашей эры.
Лицам сфинксов, высеченных из сиенита, неизвестный египетский скульптор придал черты лица самого Аменхотепа. Головы мифологических существ венчают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа. Одна из надписей гласит: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».
Прежде чем украсить Университетскую набережную Санкт -Петербурга, сфинксы проделали долгий путь. В ходе археологических раскопок 1820 года они были найдены египтологом Янисом Атоназисом, который проводил свои научные экспедиции на деньги, выделенные английским консулом в Египте Сольтом. За это Янис вынужден был отдавать консулу большинство своих находок. Сфинксы, найденные в Фивах, также пополнили коллекцию Сольта. Он отправил древние статуи в город Александрия, в устье реки Нил, надеясь выгодно продать.
Именно там сфинксов увидел русский офицер Андрей Муравьев, который путешествовал по Египту после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Муравьев в срочном порядке написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, предлагая ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским императором Николаем I.
В конце концов, российской стороне удалось перекупить сфинксов, они встали казне в 62000 рублей. Сфинксы, весом в 62 тонны, были доставлены в столицу России на специально оборудованном для этого судне. Плавание до берегов Невы заняло целый год, и в 1832 году сфинксы были привезены в Петербург и временно помещены во дворе Академии художеств.
В 1832 году на Университетской набережной напротив Академии художеств решили устроить широкую пристань. Её проект составил К.А. Тон. Эта пристань должна была быть украшена бронзовыми фигурами коней с укротителями. Впоследствии эти скульптуры оказались на Аничковом мосту. А здесь в 1834 году разместили доставленных из Египта сфинксов. На набережной реки Невы архитектор К. Тон соорудил высокие гранитные пьедесталы специально для древних изваяний. На каждом из пьедесталов была высечена надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году».
Петербург не сразу привык к иноземному слову "сфинкс": сначала мастер-каменотес Степан Анисимов обозвал их "свинцами", а позже горожане упростили их до "свинок". Несмотря на легковесное прозвище, к неведомым чудищам в Петербурге отнеслись серьезно и мгновенно окружили легендами. Например, люди считали, что сфинксы живые, они просто спят. Закрыв глаза еще в Египте после смерти Аменхотепа III, которого они, по традиции, олицетворяют, сфинксы вновь открыли их в Петербурге. Увидев мрачное северное небо, египетские гости вздохнули и снова погрузились в сон. Однако, невзирая на отстраненность таинственных зверей, жители города доверили им самое дорогое - они охраняют Петербург от наводнений.
Легенды и мифы Говорят, что в течение дня у сфинксов на Университетской набережной меняется выражение лица. Утром оно кажется спокойным и умиротворенным, оставаясь безмятежным до полудня, но к вечеру лик древнего изваяния меняется и становится зловещим и угрожающим. Некоторые жители города специально ходят к сфинксам перед заходом солнца, чтобы уловить момент, в который лицо истукана начинает меняться. Однако считается, что этого зрелища лучше избегать, особенно если дело касается впечатлительных натур: увидевшие, как лицо сфинкса меняет свое выражение, могут сойти с ума.
Гордые, молчаливые, таинственные... Им три с половиной тысячи лет, и они - самые древние произведения искусства, стоящие под открытым небом Санкт -Петербурга