Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 городского округа город Буй Костромской областиПРОЕКТ «Почвы и почвенные ресурсы России»Автор: учитель географии I квалификационной категории Смирнова Лариса Владимировна
Творческое название проекта: «Почвенный покров нашей страны» Аннотация проекта:Проект «Почвы и почвенные ресурсы России» подготовлен в рамках программной темы «Особенности природы и природные ресурсы России», которая изучается в курсе физической географии 8 класса. Данный проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности школьников. В ходе работы над проектом у учащихся формируются знания о почвах, закрепляются навыки работы с тематическими картами. Ученики знакомятся с новыми терминами, совершенствуют навыки созданиях схем, таблиц, диаграмм. Работа в группах и парах создаёт ситуацию успешности. У школьников развивается умение работать в коллективе: ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности. По окончанию проекта учащиеся готовят отчётные работы в виде буклетов, презентаций, веб-сайтов, информационных листов.
Дидактические цели проекта формирование географических компетенций как системы знаний об особенностях почв России, закономерностях их распределения и использовании человеком; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами) так и современными (ресурсы Интернет); воспитание социально-ответственного поведения в природе, гражданственности на основе формирования географического образа своей страны.
Методические задачи научить называть и показывать основные свойства и распространение главных зональных почв по территории России; сформировать умение объяснять различия в свойствах и плодородии основных типов почв России, объяснять закономерности распределения почв на территории России; углубить знания учащихся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв; совершенствовать умения определять карты, статистические показатели, схемы для получения географической информации; совершенствовать навык составления таблиц, схем, диаграмм, использования программ PowerPoint, Publisher; совершенствовать умения лаконично и информационно-ценностно представлять в отчётной работе результаты работы.
Основополагающий вопрос Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?
Вопросы учебной темы Тема: «Почва и её части. Образование почв».Вопросы: что такое почва? какие выделяют части почвы? откуда берётся почва? продолжается ли сейчас образование почвы? какую роль сыграл русский учёный В.В. Докучаев в изучении почв?
Вопросы учебной темы Тема: «Механический состав почвы и структура почвы».Вопросы: что называют механическим составом почвы? как различаются почвы по механическому составу? как можно определить почву по механическому составу? что называют структурой почвы? какая структура считается лучшей?
Вопросы учебной темы Тема: «Основные свойства почв».Вопросы: чем почва отличается от горной породы? какие бывают почвенные горизонты? что может «сказать» почвенный профиль?
Вопросы учебной темы Тема: «Главные типы почв и закономерности их распределения».Вопросы: какие почвы есть в нашей стране? какая существует взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью? существует ли закономерность в размещении почв по территории нашей страны?
Вопросы учебной темы Тема: «Почвенные ресурсы России».Вопросы: каково значение почвы для жизни и деятельности человека? как используется земельный фонд в России? от чего нужно охранять почву? как можно улучшить почвы?
Этапы работы над проектом 1 этап (ценностно-ориентированный)Урок № 1 (15 минут)Место проведения – кабинет географииЦель: обеспечениедеятельности учащихся по организации работы над проектом.Виды деятельности: формирование групп для работы над проектом, определение формы представления результатов; составление планов работы; обсуждение со школьникамивозможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
Этапы работы над проектом 2 этап (конструктивный)Урок № 2 (40 минут), домашняя работаМесто проведения – кабинет информатики Цель: формирование навыковсамообразованияВиды деятельности: самостоятельная работа учащихся в группах и парах: выполнение индивидуальныхзаданий, подбор информации; консультации учителя, помощь, направление деятельности учащихсяв методически нужное русло.
Этапы работы над проектом 3 этап (оценочно-рефлексивный)Урок № 3 и № 4 (40 минут), внеклассная и домашняя работаМесто проведения – кабинет информатики Цель: создание условий длясамооценки деятельностишкольников.Виды деятельности: каждый участник проекта«пропускает через себя»полученную группой информацию, учитываеткритические замечания товарищей по группе, учителя; оформление проектов; подготовка учеников к презентации.
Этапы работы над проектом 4 этап (презентативный)Урок № 5 (40 минут), Место проведения – кабинет информатики Цель: систематизация знанийпо изученной теме. Виды деятельности: представление учащимися отчётных работ; оценка результатов работы; рефлексия.
Структура учебно-методического пакета Описание проекта. Критерии оценивания:презентации,буклета,веб-сайта,информационного листа.3. Работы учеников:презентация «Механический состав и структура почвы»,презентация «Почвенные ресурсы России»,буклет «Почва и её части. Образование почвы»,веб-сайт «Главные типы почв и закономерности их распределения», информационный лист «Основные свойства почвы».4. Дидактические материалы:тест,кроссворд,дидактические карточки № 1, № 2, № 35. Список используемых материалов.
Автор Рабочий телефон: 4-88-14Домашний телефон: 4-03-83Электронная почта: [email protected] ФИО: Смирнова Лариса ВладимировнаДата рождения: 29.10.1980г.Образование: высшее, окончила Костромской Государственный университет им. Н.А. Некрасова в 2004г., специальность – учитель географииДолжность: заместитель директора по воспитательной работе, учитель географииОбщий педагогический стаж: 10 лет (с 01.09.1998г.)
Информационные ресурсы Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения, М., МГУ, 1995 Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. М., Владос, 2001Ковда В. А. Основы учения о почвах. — М.: Наука, 1983. Розанов Б. Г. Морфология почв. — М.: изд. МГУ, 1983. Почвоведение. В 2 ч. / Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова — М.: Высш. шк., 1988.Шишов Л.Л., Лебедева И.И., Тонконогов В.Д. Классификация почв России и перспективы ее развития /Почвоведение: история, социология, методология. Памяти основателя теоретического почвоведения В.В. Докучаева / Отв. ред. В.Н. Кудеяров, И.В. Иванов. – М.: Наука, 2005. –С. 272–279. Учебное электронное издание. География России. Природа и население. http://ru.wikipedia.org http://www.krugosvet.ru http://slovari.yandex.ru http://www.rulex.ruhttp://www.glossary.ru http://www.rcio.rsu.ru http://www.ecoethics.ru http://www.myplanet-earth.com http://askflower.ru