11-й традиционный Имя Тольятти. Имидж Тольятти. Образ Тольятти. 2010 год
МИССИЯ:«Миссия - смысл, предназначение, уникальная роль городского округа Тольятти в окружающей его среде» (Из Положения об организации разработки Стратегического плана развития городского округа Тольятти до 2020г. ОБРАЗ:Словарь Ожегова:- ОБРАЗ: вид, тип, характер чего- л. (облик) - ОБРАЗ: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека (имидж)- ОБРАЗ: обобщенное художественное отражение исторической и современной действительности (миф, легенда) Какими мы, тольяттинцы, себя представляем?
Образы города Образ Ставрополя и его современное наследие: «город крещеных калмыков» => Религиозная и мировоззренческая толерантность «наследники казачьей вольницы» => вольный и не всегда законопослушный дух отразился и на современных жителях - «центр сельскохозяйственной провинции» => В сознании жителей слабо разделяются урбанистический Тольятти и сельскохозяйственный Ставропольский район
СТАВРОПОЛЬ = ТОЛЬЯТТИ> 80% «за»
Образы Тольятти 1. Тольятти – субъект мира, а не провинция Самары
- нелюбовь к тольяттинским инициативам со стороны областной элиты, постоянная конкуренция на невыигрышных для Тольятти условиях - творческий менталитет жителей, заинтересованность в инновациях,- открытость для внешних связей через каналы бизнеса и культуры (как национальные внутри России, так и международные)- высокий интеллектуальный и творческий потенциал жителей, востребованный за пределами города
Образы Тольятти 2. Тольятти – технополис, автомобильная столица
- моноотраслевой город с неустойчивой экономикой - криминализированный, наркотизированный, заSPIDованный- экологически неблагополучный («город большой химии») - имеются финансовые ресурсы, мобильный частный капитал крупного и среднего бизнеса, развитые традиции благотворительности- относительно высокий уровень жизни в городе, и вследствие этого, социальная стабильность
Образы Тольятти 3. Тольятти – город «три в одном»
- искусственно соединены три разнотипных поселения (с разным менталитетом жителей) в одно административное образование - облик города в стиле «юнисекс» - низкая бытовая (неофициальная) культура, наследие «деревенского прошлого» :«Ваша потенция – в нашей компетенции»«Баня «Тиби-Дох» в детском парке 3Б квартала. Недетская баня в детском месте»Бильярдный клуб «Штаны» - гоняй шары в «Штанах» - "официальная" культура провинциальная, мелкоочаговая и не нацелена на перспективу - слишком мало внимания уделяется формированию "легенды места" - стали появляться городские "культовые места", связанные с значимыми для города личностями и событиями (памятник В.Татищеву, «Скорбящий ангел», памятник собаке и др.)
Образы Тольятти 4. Тольятти – экспериментальная площадка России
Ресурсы Тольятти недостаточно приспособлены для тех социальных нагрузок, которые на него приходятся в силу преобладания функций техноцентра и периодических изменений государственной политики- накоплен большой опыт проведения культурных, спортивных и деловых мероприятий различного масштаба, есть соответствующие ресурсы- имеются пилотные разработки мероприятий, представляющих интерес для других регионов, например: - "Музейный пикник".- Национальный Праздник Русского Рукопашного Боя "Богатырская Силушка" в Богатырской Слободе.- фестиваль "Барабаны мира"- Захаровский слет- фестиваль боевых искусств и воинских единоборств- Форум некоммерческих организаций
Образы Тольятти 4. Тольятти - столица природного региона «Самарская Лука» (более известного как «Аномальная зона «Самарская Лука»)
местный природный и исторический потенциал (комфортные климатические условия, горы Жигули, выгодное территориальное расположение на реке Волге, богатая природа, историческая и современная мифология) остается за пределами внимания управленческих органов, которые призваны формировать брэнд города- исторически сложившийся образ Средневолжья и его легенды известны в России и во всем мире и являются мотивом привлечения туристов
2006-2009 годы: долгосрочный проект Самарская Лука: легенды и реальность Проект поддержан Общественным Фондом Тольятти в рамках конкурса проектов Совета Европы в сфере культуры
Одно из тематических направлений этого проекта - изучение роли и места современных легенд в формировании культуры сообщества и имиджа города Тольятти и региона Самарская Лука. мифы и легенды есть не только наследие нашего исторического прошлого, но они постоянно рождаются самой жизнью и входят в общее информационное поле современной культуры
2006-2008 годы ПЕРВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС «СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ САМАРСКОЙ ЛУКИ» (2 этапа) Цель Конкурса: пополнение сферы современной культуры через формализацию современных народных легенд, составляющих образ города Главная задача конкурса: ● выделение нового имиджевого направления в стратегии развития города Тольятти, повышение конкурентоспособности местного туристского продукта и эффективное использование туристского потенциала территории. В результате выявлены интересные тенденции в современной мифологии г.Тольятти и региона Самарская Лука
ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МИФОЛОГИИ Часть творческих работ развивает историческую тему ● Легенды о покровительнице (Хозяйке) Самарской Луки и большая группа легенд о женщинах-богатырках и женщинах, обладавших тайными знаниями (истоки – в историческом матриархате) ● Разновидности легенд о Степане Разине (аналоги с индийским эпосом) ● «Илья Муромец и Муромский городок на Самарской Луке» (и др.); ● «Атаман Шелудяк и Хозяйка Жигулевских гор» и др.)
ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МИФОЛОГИИ Часть творческих работ основана на преданиях о конкретных территориях или населенных пунктах ● «Сполоха» ● «Вавилов дол» ● «Звездочки над Жигулями» ● Л.Гошкодеря «Память» ● И.Трубникова «Ставрополь-на-Волге» Важно, что лишь малая часть работ вызвана воспоминаниями о затопленном Ставрополе, и эти работы по смысловому содержанию и оформлению абсолютно отличаются от исторических легенд о Мирном городе
ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МИФОЛОГИИ Часть творческих работ основана на мифологических представлениях о сакральных природных объектах Легенды, относящиеся к этому направлению, зачастую становятся источниками массовых течений в народной культуре: - православный культ в Каменной Чаше у источника, посвященного Николаю Угоднику; - виталистический психотерапевтический культ, эпицентром которого является природный комплекс г.Светелка ● Легенды о Мирном городе (основа – «жигулевская фата-моргана») ● Легенды, основанные на культе родников ● Легенды о Каменной Чаше, Духовом Камне – хранителе Самарской Луки, г.Светелке и др.
НЕ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЯ ТЕМЫ:● легенды, связанные с объектами техники (например, «копейка» - ВАЗ-2101) и другие т.н. «легенды технополиса», ● легенды, героями которых выступали бы животные (лишь в живописных работах представлены несколько работ, посвященных Памятнику Собаке (Памятнику Верности).
Вывод: Образ города Тольятти в сознании тольяттинцев в общих чертах уже сложился, нужно искать и применять адекватные и эффективные методы для того, чтобы этот образ стал не только внутренним самоощущением тольяттинцев, но и был активно используем и поставлен на службу интересам жителей нашего города.