«Моя родина – Россия» Районная игра НИЖНИЙ НОВГОРОД Травина О.Н. ГОУ СОШ №325 Санкт-Петербург 2007г.
Содержание работы Символика Нижнего Новгорода Географическое положение города Историческая справка Первая каменная постройка Администрация Нижнего города Художественные промыслы Прогулка по Нижнему Новгороду
Герб города За основу герба города Нижнего Новгорода взят исторический герб губернского города Нижнего Новгорода, Высочайше утверждённый 16 августа 1781 года.
Флаг города
Гимн Нижегородской области Музыка Сивухина Л. Слова Шамшурина В. Родные дали с Волгой и Окою И синь лесов, и шепот ковыля - Ты покоряешь силою такою, Нижегородская моя земля. Видны зари широкие разливы С могучих башен древнего кремля, Твой Китеж град, твои преданья живы, Нижегородская моя земля. В суровый час в колокола ты била, Одну судьбу с Отчизною деля, Ты для России Минина взрастила, Нижегородская моя земля. Твоя душа - в размахе и задоре, И в серебристых крыльях корабля, И в хохломском затейливом узоре, Нижегородская моя земля. Так процветай в красе своей и силе, Радушьем добрым сердце веселя, На благо всем, на славу всей России, Нижегородская моя земля.
Историческая справка История города Нижнего Новгорода начинается в 1221 году. Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек - Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар. Город получил название “Нижний” – возможно, потому, что расположен был в “низовских” землях относительно Новгорода Великого, возможно, относительно уже существовавшего в четырех верстах вверх по Оке “старого городка”, упоминание о котором сохранялось вплоть до начала 17 века.
Месторасположение города определило его дальнейшую судьбу. После окончания татарского ига Нижний Новгород постоянно упоминается в русских летописях. Была пора, когда Нижний был назван столицей великого княжества, которое просуществовало более полустолетия (1341-1392 гг.) и не уступало Москве и Твери в стремлении главенствовать над Русью. Семнадцать раз за историю города подступали к Нижнему враги и не единожды разоряли его, но город возрождался вновь и вновь. С конца XV века на многие десятилетия Нижний становится надежным оплотом Москвы в борьбе за великий речной путь.
Первая каменная постройка города В конце XV века в городе возводится каменный кремль, ставший выдающимся сооружением русского фортификационного искусства. Летом 1509 года в город прибыл зодчий-иноземец Петр Фрязин, а “сентября в 1 день заложиша Новаград Нижний и делаша стену каменную и стрельницу Дмитровскую”.
Администрация города Нижнего Новгорода Булавинов Вадим Евгеньевич Глава администрации города
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ Хохломская роспись Ткачество Кружевоплетение Горьковский гипюр Филигрань Матрешка Художественная резьба по кости
Хохломская роспись Город Семенов и его округа издавна славились изготовлением и росписью деревянных изделий . Хохлома, имеющая давние художественные и ремесленные традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства России.
Ткачество Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения.
Кружевоплетение В Нижегородском крае издавна было развито кружевоплетение на коклюшках. Одним из самых известных центров кружевоплетения в России была Балахна. Плетением кружев в XIX веке занималась половина всего женского населения Балахны, а также жительницы соседних селений. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей. Выработался особый вид кружева - "балахонский манер", своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов.
Горьковский гипюр Горьковские гипюры - это белая ажурная вышивка, отличается большей ажурностью. В узорах преобладают геометрические фигуры в виде ромбов, но углы их слегка скруглены (их называют "розетками", "цветками"). Геометрические фигуры сочетаются с растительными мотивами - ветками ягод, листьями и т. п. Своеобразием горьковских гипюров являются длинные стежки, выполненные мягкими белыми нитками. При вышивке на машине их настрачивают сновками по диагонали одной-двух клеток, образуя удлиненные формы. Технология вышивки, разработанная еще в XVII веке и ставшая традиционной, рассчитана только на ручную работу
Филигрань (обработка металла) Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название "филигрань" происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; "скань" - от древнеславянского - свить, скрутить. Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и "зернь", т.е. маленькие шарики.
Матрешки Первая русская матрешка появилась в конце XIX века и снискала небывалое признание как символ русского народного искусства. В основе имени Матрешка, Матрена лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства Знаменитая семеновская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Своеобразны и семеновские парные матрешки-футляры "Русский молодец" и "Русская красавица". Еще один центр по изготовлению и росписи матрешек - Полховский Майдан расположен на юго-западе области. Основной элемент матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. В находящимся неподалеку селе Крутец роспись матрешек отличается тяготением к экспериментам. Это относится не только к характеру росписи, но и к самой форме изделия.
Художественая резьба по кости Еще в XVIII веке мастера Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объемной небольшой скульптуры. Фигурки львов, драконов, птиц, воинов выполнены с тонким пластическим мастерством. Они являются образцами мелкой пластики в Нижегородской народной резьбе по кости. Мотивы для своих изделий косторезы берут в орнаментах нижегородской резьбы и росписи по дереву. На резных предметах часто можно увидеть изображения исторических и архитектурных памятников Нижегородской области.