Развитие творчества учащихся на уроках географии На примере изучения темы «Литосфера. Рельеф» МОУ «Луго-Пролейская СОШ» Учитель географии Никифорова Светлана Викторовна 2010 г.
Актуальность В современном мире молодому человеку выходя из школы нужно быть самостоятельным для достижения намеченных целей. Проект актуален тем, что направлен на создание условий для развития познавательной активности учащегося, его самостоятельности, через использование активных форм обучения.
Цели проекта Стимулировать развитие творческого потенциала учащихся через развитие исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи: Создать условия для развития познавательной активности через использование активных форм обучения – проблемной и практико-поисковой. Способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого ученика. Проводить мониторинг усвоения знаний, умений и коммуникативных возможностей учащихся
Проблема Основной проблемой образования является недостаточная практическая направленность. Мой проект направлен на реализацию с помощью таких методов обучения, как практико-поисковый и проблемный.
В своей практике использую МОДЕЛИРУЮЩУЮ ТЕХНОЛОГИЮ ВНИМАНИЕ: Отобрать или создать задания на отработку разных видов внимания. ПАМЯТЬ: Использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно эмоциональную и наглядно-образную. МОДАЛЬНОСТЬ: Разработать дидактическое обеспечение для кинестетиков (карточки с понятиями для классификации и т.д.). ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ ПОЛУШАРИЙ: Дифференцировать. КОММУНИКАТИВНЫЕ: проговаривание алгоритмов, хода работы; обучать составлению и озвучиванию законченных ответов; обучать готовить и озвучивать мини-доклады по темам; организовывать работу в парах, группах – уяснение нового материала, объяснение друг другу и т.д.; организовывать дидактические игры.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: В начале темы открывать цели как результат, постепенно передавая эту функцию ученикам; предъявлять план и результаты урока, обсуждая их; обучать приёмам самооценки. ИНФОРМАЦИОННЫЕ: Активизировать и разнообразить работу с текстом; давать дифференцированные задания на преобразование информации; учить анализировать видео- и аудиоинформацию; давать задания на поиск информации в Интернете. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ: Включить в целеполагание учителя цели на формирование конкретных общеучебных навыков на материале конкретной темы. УРОВЕНЬ И ВЕКТОР МОТИВАЦИИ: Мотивировать учащихся не только на результат (знания, оценку, возможности), но и на деятельность, учитывая возраст и вектор интересов; открывать для учеников развивающий смысл заданий, мотивируя их на саморазвитие.
Цели и задачи реализую через: I. Приёмы развития логического мышления II. Исследовательская деятельность при выполнении практических работ III. Проектная деятельность учащихся
I. Приёмы развития логического мышления «Творческая задача». Решение творческих задач происходит в условиях недостатка информации для поиска однозначного ответа. Обычно интересным представляется любое решение, в том числе и неправильное. Важен не результат, а поиск. Поэтому учитель оценивает не правильность решения, а способы его аргументации. «Лестница» : Особенностью научного мышления является то, что оно осуществляется через систему понятий, под которыми подразумеваются логические конструкции, фиксирующие наши представления об окружающих предметах и явлениях и позволяющие отличать данные предметы и явления от смежных с ними. Например, задание: Выстройте данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: литосфера, горная страна, вершина, хребет, обрыв, рельеф. Ответ: обрыв – вершина – хребет – горная страна – рельеф – литосфера.
«Найди ошибку»: Перед началом объяснения объявляю, что во время своего рассказа допущу некоторое количество ошибок (говорю конкретно, сколько будет ошибок). Они будут очевидны, и для того, чтобы их обнаружить, не потребуется специальных знаний. Кто первым из учащихся заметит ошибку, тот должен поднять руку. При такой работе дети анализируют каждое предложение, сказанное учителем. «Крокодил». Этот приём лучше всего использовать на внеурочных мероприятиях. Суть игры в следующем: надо объяснить какой-либо термин без слов, жестами, а остальные должны этот термин угадать. Использование этого приёма эмоционально окрашивает и снимает напряжение, развивает творческие способности
«Провокационный вопрос»: Данный приём приучает ученика осознанно воспринимать речь учителя. Можно, например, попросить ученика показать на карте России Гималаи. Здесь нужно, чтобы учитель задавал вопрос в своей обычной манере. К развитию внимания можно отнести приёмы «Штурман», «Географический лабиринт» и другие. «Парадокс»: Перед началом объяснения новой темы привожу некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение
«Модель рельефа» Одним из важнейших начал любого творчества является воображение. Для географии воображение имеет особое значение, так как многое из того, что изучается в курсе географии, ребёнок никогда не видел. Данный приём помогает перевести картографическое изображение в зрительные образы. Для его реализации понадобятся куски толстого картона с нанесёнными на них контурами поверхности и пластилин. Каждый ученик получает пластинку с контуром материка и 2 кусочка пластилина разного цвета. Ему необходимо заполнить пластилином контур материка, а затем, глядя на карту, вылепить рельеф. Этот приём я использую при проведении уроков-игр, но там уже даётся задание вылепить рельеф без помощи карты, по памяти. Данный приём способствует тому, что через некоторое время ученики начинают легко переводить цветовой фон карты в зрительные образы.
Приёмы работы с картой: Чтение Сопоставление Определение расстояний, координат, высот и т.д. Сравнительный анализ аэрокосмическох снимков с картами: Искажения на картах Использование карты и снимка.
«Географический диктант по контурной карте»: Учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты. Второй тип диктанта – диктант по терминологии. В этом случае тетради записываются термины, а к ним под диктовку учителя ученики подставляют номера определений.
«Восхождение на гору» На двух склонах гор обозначены остановки. Два ученика (или команды) получают карточки с вопросами. Если ответы верные, ученик продвигает свой «транспорт» к вершине. «Восхождение на гору Только тем ребятам впору, Кто объект найдёт на карте. В путь! Счастливого вам старта!»
Ролевые и деловые игры
II. Исследовательская деятельность при выполнении практических работ: Проблемное обучение. Обучение приёмам чтения физических карт.
Проблемное обучение
Урок «Рельеф поверхности суши»
Выводы о причинах разнообразия рельефа суши
Обучение приёмам чтения физических карт. Прежде чем переходить к выполнению практических работ с физической картой, необходимо научить учащихся вычерчивать гипсометрические профили. Они дают точное представление о рельефе, помогают понять её и активно использовать.
Построение гипсометрических профилей для сопоставления высоты гор Такие проекции можно вычерчивать не только в тетради, но и используя компьютерные программы.
Использование карты своей местности для построения геологического и геоморфологического разрезов Особенно точным будет профиль при его построении на основе топографической карты. Гипсометрический профиль является исходным моментом для построения геологического и геоморфологического разрезов. Используя карту своей местности и исследуя её, учащийся связывает свой опыт и своё видение местности с практической деятельностью по карте. Кроме этого, такие задания имеются в материалах ЕГЭ.
Построение гипсометрического профиля своей местности Учащиеся легко овладевают методикой их построения и вычерчивают за 10 – 15 минут.
Рисование плана местности Выполняя практическую работу на местности, учащиеся овладевают умениями и закрепляют теоретические знания о горизонталях, послойной окраске и других понятиях для работы с картой.
. .План оврага Результатом практической работы на местности по замерам относительных высот точек и расстояний является самостоятельное описание учащимися и составление ими схемы оврага.
III. Проектная деятельность учащихся
Буклеты к презентации проекта «Движение литосферных плит, землетрясения, вулканизм» ученицы 6 класса Михайличенко Марины.
Схема землетрясения, составленная ученицей 6 класса Михайличенко Мариной
Презентации учащихся на уроках географии
Для мониторинга на проверку знаний использую разнообразные тесты, диктанты, командные игры, контурную карту. Для мониторинга коммуникативных свойств использую таблицы, тесты и др.
Ожидаемые результаты работы: овладение навыками составления и озвучивания законченных ответов; умение готовить и озвучивать мини-доклады по темам; умение работать в группах – уяснение нового материала, объяснение друг другу и т.д.; отстаивать свою позицию через использование игры; развивать самостоятельность и творческий потенциал через проектную деятельность.
Спасибо за внимание!