« Господин Великий Новгород» Выполнил: ученик 11 А класса Санникова Юлия Эрвиновна
О бранный витязь! Ты печален, Один, с поникшей главой, Ты бродишь, мрачный и немой, Среди могил, среди развалин: Ты видишь в родине своей Следы пожаров и мечей.Ученые установили, что Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положению. «Господин Великий Новгород», город, где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития.
Цель работы: Ознакомиться с историческим развитием культуры Великого Новгорода.
История новгородской Руси Новгородская Русь – это огромная территория, простершаяся от Балтики до Ледовитого океана и Урала. История формирования новгородского княжества уходит в отдаленные времена: славяне-земледельцы, спасаясь от набегов степняков, постепенно продвигались на север, медленно осваивая зону лесов Восточной Европы. В пограничье поселений славянских и угро-финских племен возникали древние русские города – Псков и Изборск близ Чудского озера, Новгород на реке Волхов, Белоозеро, Ростов.
Культура Великого Новгорода. Архитектура. Характерным для Новгорода было строительство большого количества каменных приходских церквей, небольших, разбросанных по посаду. Существенной особенностью храмов Новгорода была техника кладки из грубо отесанного волховского плитняка, с добавлением валунов и частично кирпича, на растворе извести с песком.
Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличники- все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям мужественных и неунывающих новгородцев, уверенно смотрящих в будущее. Пластичность и красота асимметрии станут примечательными чертами стиля северной архитектуры.
С татаро - монгольским нашествием в Новгороде на несколько десятилетий замирает культурная жизнь, прекращается строительство новых храмов. Лишь с конца XIII в. вновь появляются стимулы к осуществлению творческих замыслов.
Иконопись и фрески Красота и самобытность храмовых одноглавых богатырей, прочно стоящих на бескрайних новгородских землях, сочеталась и дополнялась их внутренним убранством - иконописью и фресками. XVI в. стал подлинным «золотым веком» новгородской живописи. Иконописцы местной художественной школы научились уверенно сочетать высокие установки византийско- славянской культуры с собственным опытом и обогащенными временем представлениями о духовной красоте. У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя - Феофан Грек (30-е гг. XIV в.- после 1405).
Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства. А еще обращает на себя внимание динамичное начало, придающее росписям жизненную достоверность. Известно, что живопись новгородских церквей пострадала более всего от разорительных воин и пожаров.
Музыкальное искусство Великого Новгорода Подобно другим русским землям, в Новгороде развивалось и народное музыкальное творчество, и храмовое пение. Самым ярким героем новгородского фольклора стал легендарный гусляр и купец Садко, побывавший на дне морском и пленивший своей игрой сердце Морской царевны. Богатые горожане не жалели денег и на развитие профессионального церковного пения. К XVI в. в новгородских храмах сложилась прекрасная школа распевщиков, многие из которых потом перебрались в Москву, где выпестовали новое поколение знатоков хорового искусства.
Преданье ль темное тайник взволнует груди,Иль точно в звуках тех таится звук иной,Но, мнится, колокол я слышу вечевой…И звучным голосом он снова загудит,И в оный судный день, в расплаты час кровавый,В нем новгородская душа заговорит Московской речью величавой. А.А.Григорьев Символом музыкального Новгорода на все времена стало звучание колокола. Позднее колокол-набат стал считаться неотъемлемым атрибутом новгородской вольницы.
Развитие культуры Великого Новгорода - самобытна и своеобразна. Она на прямую связана как с эпохой, так и с географическим расположением города. В данной работе рассматривались направления художественной культуры. Рассматривалось «художественная деятельность» - процесс создания, сохранения, восприятия, оценка произведений искусства. Высокое искусство объединяет людей, ибо относится не только к национальным, но и к общественным особенностям.