Как тесно переплелись судьбы двух капитанов! Как тесно переплелись судьбы двух капитанов! Для писателя Вениамина Каверина два Георгия, Брусилов и Седов, стали прототипами Ивана Львовича Татаринова в романе «Два капитана». А кто же они были эти два человека на самом деле? Что сделали они для освоения Северного морского пути?
«Все полярные экспедиции были неудачны в смысле достижения цели. Но если мы что-нибудь знаем о Ледовитом океане, то благодаря этим неудачным экспедициям». Адмирал С.О. Макаров «Все полярные экспедиции были неудачны в смысле достижения цели. Но если мы что-нибудь знаем о Ледовитом океане, то благодаря этим неудачным экспедициям». Адмирал С.О. Макаров
БРУСИЛОВ ГЕОРГИЙ ЛЬВОВИЧ БРУСИЛОВ ГЕОРГИЙ ЛЬВОВИЧ (1884-1914?), русский исследователь Арктики, лейтенант флота. После окончания Морского корпуса направлен во Владивосток. Служил на военных кораблях на Тихом океане, на Средиземном море, а в 1906-1909 — на Балтике. В 1910-1911 участвовал в гидрографической экспедиции на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач»: плавал в Чукотском и Восточно-Сибирском морях на «Вайгаче» в должности помощника начальника. В 1912-1914 руководитель экспедиции на шхуне «Св. Анна», целью которой было пройти по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан . Судьба экспедиции неизвестна.
Дрейф «Св.Анны» в корне изменил представление о Дрейф «Св.Анны» в корне изменил представление о движении льдов в Полярном бассейне. 2. Метеорологические наблюдения дали некоторые сведения о климатическом режиме по всему ходу дрейфа, а промеры глубин – представление о характере рельефа морского дна северной части Карского моря.
ГЕОРГИЙ ЯКОВЛЕВИЧ СЕДОВ( 1877—1914) — полярный исследователь, старший лейтенант. ГЕОРГИЙ ЯКОВЛЕВИЧ СЕДОВ( 1877—1914) — полярный исследователь, старший лейтенант. Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу, во время которой умер, так и не достигнув конечной цели. Действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы.
Его околдовала Арктика, его манил Север. Несмотря на каторжные условия арктических кампаний, несмотря на смерть многих землепроходцев, так и не достигших своей цели, Георгий Седов решает прорываться сквозь льды к самому центру Ледовитого океана. Сбор роковой экспедиции происходил в спешке, потому что Седов узнает о проекте Амундсена в 1913 году покорить Северный полюс. Но русский должен быть первым! Его околдовала Арктика, его манил Север. Несмотря на каторжные условия арктических кампаний, несмотря на смерть многих землепроходцев, так и не достигших своей цели, Георгий Седов решает прорываться сквозь льды к самому центру Ледовитого океана. Сбор роковой экспедиции происходил в спешке, потому что Седов узнает о проекте Амундсена в 1913 году покорить Северный полюс. Но русский должен быть первым!
Седов не был знаком с условиями крайнего Севера, не имел практики дрейфа во льдах. Он был движим идеей прославления русской нации и чести страны… Георгий Седов на судне "Святой Фока" отправляется навстречу белому безмолвию. Ледяной ветер и мороз такой, что кровь стынет в жилах. Голод, постоянно преследовавший путешественников, цинга, появившаяся у многих членов экипажа, - все это не смогло помешать продолжению научных наблюдений и исследований, стремлению Георгия Яковлевича водрузить трехцветный стяг на Северном полюсе… Седов не был знаком с условиями крайнего Севера, не имел практики дрейфа во льдах. Он был движим идеей прославления русской нации и чести страны… Георгий Седов на судне "Святой Фока" отправляется навстречу белому безмолвию. Ледяной ветер и мороз такой, что кровь стынет в жилах. Голод, постоянно преследовавший путешественников, цинга, появившаяся у многих членов экипажа, - все это не смогло помешать продолжению научных наблюдений и исследований, стремлению Георгия Яковлевича водрузить трехцветный стяг на Северном полюсе…
Последнее пристанище героический капитан нашел в самой северной точке Земли Франца-Иосифа. Вместо гроба – парусиновый саван, в изголовье – крест, который обессиленные, полуживые матросы смастерили из лыж. В могилу опустили флаг. Его обрывки найдут потом, спустя 25 лет и все-таки отвезут на Полюс в 77-м, воплотив мечту морского офицера о величии России. Определяя цели фатальной для себя экспедиции, Седов на первое место ставил интересы России и только потом свои собственные. Для него честь страны была не пустым звуком, ради неё Георгий Седов готов был рисковать жизнью, ради нее он ею пожертвовал. Последнее пристанище героический капитан нашел в самой северной точке Земли Франца-Иосифа. Вместо гроба – парусиновый саван, в изголовье – крест, который обессиленные, полуживые матросы смастерили из лыж. В могилу опустили флаг. Его обрывки найдут потом, спустя 25 лет и все-таки отвезут на Полюс в 77-м, воплотив мечту морского офицера о величии России. Определяя цели фатальной для себя экспедиции, Седов на первое место ставил интересы России и только потом свои собственные. Для него честь страны была не пустым звуком, ради неё Георгий Седов готов был рисковать жизнью, ради нее он ею пожертвовал.
Штурмана Ивана Дмитриевича Климова, верного помощника капитана Татаринова в романе «Два капитана», на мыса Флора подобрал также «Св. мученик Фока» из экспедиции Седова. Это и не удивительно, потому что «книжная» экспедиция Татаринова — это экспедиция лейтенанта Брусилова, шхуна «Св. Мария» капитана Татаринова — это «Св. Анна» Брусилова, а штурман Климов экспедиции Татаринова — это Валериан Альбанов, штурман в экспедиции Брусилова. Штурмана Ивана Дмитриевича Климова, верного помощника капитана Татаринова в романе «Два капитана», на мыса Флора подобрал также «Св. мученик Фока» из экспедиции Седова. Это и не удивительно, потому что «книжная» экспедиция Татаринова — это экспедиция лейтенанта Брусилова, шхуна «Св. Мария» капитана Татаринова — это «Св. Анна» Брусилова, а штурман Климов экспедиции Татаринова — это Валериан Альбанов, штурман в экспедиции Брусилова.
Но «капитан Татаринов» — это не Брусилов. Георгий Львович Брусилов на роль «капитана Татаринова» никак не годился: и молодой жены-красавицы у него не было, и характером (если судить по воспоминаниям Альбанова) он подкачал, и не был он одержим сверхидеей, героической до безумия, ради которой он мог бы идти напролом, не щадя никого и ничего… Но «капитан Татаринов» — это не Брусилов. Георгий Львович Брусилов на роль «капитана Татаринова» никак не годился: и молодой жены-красавицы у него не было, и характером (если судить по воспоминаниям Альбанова) он подкачал, и не был он одержим сверхидеей, героической до безумия, ради которой он мог бы идти напролом, не щадя никого и ничего… Зато всё необходимое для своего романа писатель Каверин нашёл в образе Георгия Яковлевича Седова. А если открыть роман и взглянуть опять на дневники «штурмана Ивана Дмитриевича Климова»?
«…Он стоял с закрытыми глазами, как будто собираясь с силами, чтобы сказать прощальное слово. Но вместо слов вырвался чуть слышный стон, и в углу глаз сверкнули слёзы. Он заговорил сперва отрывисто, потом всё более спокойно: «…Он стоял с закрытыми глазами, как будто собираясь с силами, чтобы сказать прощальное слово. Но вместо слов вырвался чуть слышный стон, и в углу глаз сверкнули слёзы. Он заговорил сперва отрывисто, потом всё более спокойно: «… Трудами русских в историю исследования Севера записаны важнейшие страницы — Россия может гордиться ими. На нас лежала ответственность — оказаться достойными преемниками русских исследователей Севера… Пускай же наши друзья передадут, что трудами экспедиции к России присоединена обширная земля, которую мы назвали «Землёй Марии». Такую прощальную речь произнес Георгий Седов!
Алексеев Д. А. Неизвестные письма участников русской полярной экспедиции 1912 г. на шхуне «Св. Анна» // Летопись Севера. М., 1985, т. XI. с. 181-192. Алексеев Д. А. Неизвестные письма участников русской полярной экспедиции 1912 г. на шхуне «Св. Анна» // Летопись Севера. М., 1985, т. XI. с. 181-192. Выписка из судового журнала // Затерянные во льдах. Полярная экспедиция Г. Л. Брусилова на зверобойном судне «Св. Анна». Л-д, 1934, с 227-272. Алексеев Д. А. , П.А. Новокшонов. По следам таинственных путешествий. М.: Мысль, 1988, с. 45-72. Каверин В. А. Два капитана: Роман. – М. : ДОСААФ., 1985. – (Б-ка юношества) Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. М.: "Просвещение", 1986 Чванов М. А. Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции. / М. Чванов. – М. : Вече, 2009. – (Морская летопись). - ISBN 978-5-9533-2091-7