Теория поведения личности в организации Выполнили студентки 2-го курса Русакова Ксения и Курчина маргарита
Введение Любая организация функционирует и существует только потому, что в ней есть люди. Именно работники создают и формируют её внутренний климат. В конечном итоге от них зависит то, чем является организация. На сегодняшний день человек стал самым важным ресурсом организации.
Поведение человека Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами.
Черты личности складываются под влиянием природных свойств: 1. физиологическое состояние организма 2. особенности высшей нервной деятельности 3. память 4. эмоции 5. чувства 6. восприятие а также социальных факторов 1. Образование 2. опыт 3. привычки 4. круг общения
Любая личность характеризуется: ♦ общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, ра­ботоспособность, организованность, общительность и пр.); ♦ специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); ♦ подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков); ♦ направленностью (ориентированностью социальной активности, возникающей под воздействием социальных моментов — интересов, стремлений, идеалов, убеждений);
♦ биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом); ♦ биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом); ♦ психологическими особенностями: диапазоном деятельности; стилем работы и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью); ♦ психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).
Основными движущими факторами поведения человека можно назвать следующие: 1. мотивация 2. восприятие 3. критериальная основа
Мотивация В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация — ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.
Восприятие Восприятие — процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире. Субъективный характер восприятия приводит к полному или частичному искажению или потере информации и возникновению субъективной реакции на воспринимаемый объект:
На восприятие оказывают влияние обстоятельства объективного и субъективного характера: ситуация глубина видения реальной ситуации личностные и социальные характеристики воспринимаемого объекта стереотипы избирательность недостаточная структурированность непредсказуемость поведения людей
Ситуация ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство (если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого на самом деле заслуживает, и, наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле);
глубина видения реальной ситуации глубина видения реальной ситуации (много знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к другим людям и происходящим событиям, менее склонен их драматизировать или превозносить, чем тот, чей кругозор ограничен);
личностные и социальные характеристики воспринимаемого объекта манера поведения, доброжелательность, внешность, пол, возраст, национальность, служебное положение и пр.;
Стереотипы и предрассудки Стереотипы - стандартный набор упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содержащие их односторонние описания, принимаемые за полные Предрассудки, присущие человеку (оценки, сложившиеся до того, как оформилось определенное мнение об объекте; в отличие от стереотипов предрассудки носят более массовый, общественный характер).
Избирательность, глобальность, недостаточная структурированность Избирательность (воспринимается не вся информация о человеке), глобальность (объект воспринимается как единое целое, а не как совокупность взаимосвязанных элементов) недостаточная структурированность (все, кроме главного, воспринимается как фон, похожее воспринимается как единое, выделяются и объединяются сходные объекты, все соотносится со старым опытом).
Непредсказуемость поведения людей Непредсказуемость поведения людей, которое зависит от многих обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытие или искажение информации о себе, неспособности правильно себя преподнести, ожиданий, чувств и т.п.).
Критериальная основа К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. В совершенно одинаковых ситуациях разные люди могут принять совершенно разные решения.
Критериальная база любого человека складывается из следующих элементов: ≈ расположение к людям событиям, процессам. ≈ ценности ≈ верования ≈ принципы
расположение к людям событиям, процессам Наиболее важными для эффективного управления и установления хороших отношений в коллективе являются три типа расположения 1) удовлетворенность работой, 2) увлеченность работой, 3) приверженность организации;
ценности Ценности - набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни, принимая решения и осуществляя действия путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений и процессов и окружающих его людей.
верования Верования - устойчивые представления о явлении, процессе, человеке, которые люди используют при их восприятии). Верования вырабатываются на основе индивидуально­го опыта, на основе информации, поступающей извне, в результате способностей других людей убеждать в правоте их суждений, хотя они не всегда соответствуют действительности;
принципы Принципы- формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой ее проявления в виде определенных норм поведения, ограничений, реакции на явления, процессы, людей). Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, но чаще они перенимаются из окружения вместе с вос­питанием и другими формами познания окружающей действительности.