Разработка бизнес-плана инновационного проекта Котова ольга Ивановна
План занятий по курсу Что такое бизнес-план? Какие задачи он решает для изобретателя?Пример структуры и содержания бизнес-плана проектаБизнес-план на разных этапах инновационного процессаПрактические примеры: «Выдержки из бизнес-планов победителейЗворыкинской премии 2009 года». Бизнес-план как способ получения финансирования.Финансовый план инновационного проекта.Секреты успешного бизнес-плана.Практический пример: «История получения финансирования для инновационной идеи акустотермографа»
Что такое бизнес-план? БИЗНЕС-ПЛАН – это детальный план или программа ведения бизнеса на перспективу. БИЗНЕС-ПЛАН включает план действий фирмы в различных сферах: от экономики до производства. БИЗНЕС-ПЛАН содержит сведения о способах организации бизнеса, производства, рынках сбыта его продукции, маркетинге и методах продвижения продукции. БИЗНЕС-ПЛАН – это документ, содержащий серьезные финансовые расчеты, которые определяют, сколько средств нужно вложить в проект и сколько этот проект даст в итоге чистой прибыли.
ЗАЧЕМ НУЖЕН БИЗНЕС-ПЛАН Бизнес-план необходим тому, у кого есть идея (проект или готовый для продажи продукт), есть собственные средства для ее воплощения и есть команда, которая будет идею реализовывать; Бизнес-план весьма необходим тому, у кого есть идея, есть собственные средства, но нет команды для ее воплощения;Бизнес-план жизненно необходим тому, у кого есть идея (проект или готовый для продажи продукт) и нет ни команды, ни средств для её воплощения.
БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЩЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАН - это инструмент для грамотного и эффективного управления проектом.БИЗНЕС-ПЛАН - это основа составления заявки для получения государственного финансирования.БИЗНЕС-ПЛАН - это документ, обосновывающий основные экономические преимущества инвестирования в проект.БИЗНЕС-ПЛАН - это способ контролировать процесс воплощения идеи
Структура бизнес-плана проекта Не существует точного шаблона при разработке бизнес-плана. Для того чтобы подчеркнуть сильные стороны проекта, раскрыть его особенности, подчеркнуть уникальность бизнес-идеи, типовую структуру бизнес-плана можно менять.1. Титульный лист2. Оглавление3. Меморандум о конфиденциальности4. Резюме5. Описание предприятия и отрасли6. Описание продукции (услуг)7. Маркетинг и сбыт продукции8. Производственный план 9. Организационный план10. Финансовый план: интегральные показатели эффективности11. Риски и гарантии12. Приложения Бизнес-план должен быть написан простым языком, который будет понятен любому читателю, даже ребёнку. Самой важной частью бизнес-плана является резюме и финансовый план, в которых должны быть очень четко обозначены выгоды от проекта.
Содержание основных разделов бизнес-плана 1. Обычно титульный лист содержит информацию о том, кто является автором проекта и как с ним связаться, а также наименование проекта и необходимый объем инвестиций. 3. Меморандум о конфиденциальности – это декларация прав читателя бизнес-плана по использованию описанной в нем информации. Выдержка из меморандума о конфиденциальности: «Данный бизнес-план предоставляется на рассмотрение потенциальному инвестору на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения о финансировании проекта и не может быть использован для копирования или в других целях, а также передаваться третьим лицам без согласия авторов». «Все приведенные данные по проекту, оценки, планы, предложения, выводы, касающиеся его прибыльности, объемов реализации, расходов и рисков, основываются на согласованных мнениях участников разработки инвестиционного проекта. Информация, положенная в основу разработки бизнес-плана, получена из заслуживающих доверия источников».4. Резюме – это выдержка из всего бизнес-плана. Этот раздел инвесторы читают в первую очередь, когда впервые знакомятся с проектом. Составление резюме – это заключительная часть в разработке бизнес-плана проекта.
БИЗНЕС-ПЛАН как суть инновационного проекта В резюме Бизнес-плана содержится рецепт реализации инновационного проекта. Этот «рецепт» во многом определяется следующими характеристиками вашей идеи:Уникальностью;Зрелостью;Полезностью;Доходностью.
На каком этапе нужен бизнес-план? Формулируется идея разработки, оценивается ее новизна, аналогиФормулируем Бизнес-план проекта, ищем посевное финансирование для НИОКРПишем Бизнес-план проекта, ищем проектного инвестораПишем Бизнес-план проекта. Выбираем форму развития: ищем собственные, заёмные средства или средства инвестора, ищем производственную площадку
Содержание основных разделов бизнес-плана Чтобы составить резюме достаточно ответить на 5 простых вопросов: ЧТО вы хотите сделать?КТО это будет покупать? ПОЧЕМУ это делать выгодно? СКОЛЬКО вам для этого нужно средств?КАКАЯ выгода от вашего проекта будет получена и КОГДА? Выдержка из резюме бизнес-планов:1. «Проект предполагает проведение НИОКР …»«Проект предполагает коммерциализацию перспективной разработки …»«Проект предполагает налаживание серийного производства …»2. «Целью проекта является удовлетворение потребности в …»3. «За счет (перечисляются преимущества продукта) продукт составит конкуренцию зарубежным и отечественным продуктам на российском рынке»«Продукт не имеет близких аналогов на отечественном и зарубежном рынке»4. «Для реализации проекта требуется ….»5. «Срок окупаемости проекта составляет 3 года . Рентабельность инвестиций ожидается на уровне 45%, Чистый дисконтированный доход составит 1 млн рублей (при ставке дисконтирования 15%)»« Всего через год после инвестирования планируется закончить клинические испытания продукта, а к 2012 г. выйти на российский рынок медицинской техники. Предполагаемый годовой объем продаж составит 10 ед.в год»
ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ Бизнес-план инновационной идеи охватывает стадию инновационной деятельности научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений, а именно: поиск и разработку идей (фундаментальные и поисковые научно-исследовательские работы, открытия, замыслы, предложения); осуществление НИОКР (создание опытного образца, дееспособного прототипа, то есть демонстрацию реализации идеи); проведение целенаправленной научно-исследовательской работы, разработку технологического процесса и его материального обеспечения.ПРИМЕР: Идея разработки препарата для лечения нейродегенеративных заболеваний. Разработана технология получения препарата, создана научно-техническая документация (лабораторный регламент, технические условия), наработаны лабораторные образцы препарата, разработаны методы контроля чистоты препарата. Для выполнения первого этапа проекта по завершению доклинических испытаний требуется порядка 40 миллионов рублей. Инвестиции в проект позволят внедрить в клиническую практику и коммерчески реализовать новый лекарственный препарат КАПАХ.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Бизнес-план инновационного проекта охватывает стадию инновационной деятельности от создания малого инновационного предприятия до вывода продукта на рынок, а именно: испытания разработанных опытных образцов продукта; коммерциализацию продукта – вывод его на рынок; начало производства продукта малыми партиями.Проект коммерциализации биопрепарата для очистки среды.Созданный биопрепарат позволяет эффективно (до 98 %)осуществлять очистку водной среды, грунтов и почв от производных фенолов – хлорароматических соединений, значительная часть которых является пестицидами, широко применяемыми в сельском хозяйстве. Консорциум бактерий препарата (7 штаммов) позволяет эффективно метаболизировать одновременно несколько экотоксикантов (фенол, 2,4-Д; 2,4,5-Т; ХФУК), составляющих основу поллютантов атмосферных выбросов и сточных вод предприятий, используя их как единственный источник углерода и энергии для своей жизнедеятельности. На сегодняшний день:имеется лабораторный образец, осуществлено лабораторное производство препарата.Проведено испытание эффективности препарата для очистки сточных вод, проводится - для водоемов, почв и грунтов.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ Бизнес-план инновационного продукта охватывает заключительные стадии инновационной деятельности, которые ведутся на действующем инновационном предприятии, включая: совершенствование потребительских качеств продукта; расширение рынков сбыта продукта; налаживание серийного производства.С помощью оригинального нанотехнологического метода создан уникальный фармако-биотехнологический продукт на основе новой физиологически активной формы полимера гиалуроновой кислоты.Биоматериал имеет ряд конкурентных преимуществ: оптимальные биоинженерные свойства (эластичность, адгезия); не требует перевязок и удаления материала из раны (У АНАЛОГОВ ТАКОГО СВОЙСТВА НЕТ!); Области применения:- Комбустиология (лечение ожогов, в том числе обширных);Хирургия; Косметология. Конкурентные преимущества: Оригинальный продукт на рынке; Выпускается в чистом виде без консервантов, отдушек; Эффект после первой процедуры. Биоматериал - Опытный образец, подготовка к серийному производству;Косметическая продукция - имеются сертификаты и сан.эпидзаключения, произведена первая партия, начало маркетинговых мероприятий и организация продаж.
Содержание основных разделов бизнес-плана 5. Описание предприятия5. В разделе описания предприятия можно отразить следующую информацию:полное (сокращенное) наименование, организационно-правовая форма компании, дата и место регистрации, основной государственный регистрационный номер, юридический адрес, банковские реквизиты;учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале;данные об инициаторе проекта;размер уставного капитала;объем основных средств;численность работников;динамика развития компании, ее связи, основные события и успехи;основные финансово-экономические показатели;кадровый состав компании;направления деятельности и перспективы ее развития;формулировка миссии;характеристики основных заказчиков и партнеров;отрасль экономики и ее перспективы.
Содержание основных разделов бизнес-плана 6. В разделе описания продукта следует отразить следующую информацию:Описать продукт и его потребительские качества;Дать характеристику конкурентных преимуществ продукта;Уточнить, на какой стадии разработки находится создание продукта. И когда планируется его вывод на рынок;Описать способы защиты авторских прав на продукт;Определить срок, в течение которого продукт будет пользоваться повышенным спросом на рынке.
Содержание основных разделов бизнес-плана 7. Маркетинг (продвижение и ценообразование)7. В разделе маркетинга следует отразить информацию:Описать рынок продаж вашего продукта;Описать клиента-покупателя вашего продукта;Сделать прогноз объема продаж с учетом платежеспособности клиентов и полезности вашего продукта;Описать, каким образом вы будете продавать свой продукт;Определить ценовую политику (уровень цен, скидок и пр.)