Презентация к уроку по учебному предмету «Биология» в 5классе на тему «Вода» учитель биологии БОУ «СОШ№129» города Омска Кокотко Людмила Ивановна
Вода Вода –одно из начал существования всего живого на земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое» Антуан де Сент - Экзюпери
Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не выбежит.
Река РекаРе Река
-Кругом вода, а с питьем беда.
Мо Море
-Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя.
болоБоБоло Болото
- Костя утречком проснулся, Сам оделся, сам обулся И скорее на простор Вышел из дому во двор. Видит – множество зеркал Кто-то всюду разбросал. В зеркалах огромный дом Отразился кверху дном. Отразился карагач И на нем сидящий грач. Присмотрелся – и, друзья, Вдруг увидел он себя. Интересно Косте стало – На себя ботинком стал он. И его ботинок сходу Вдруг нырнул. Куда? Под воду. Вот такие-то дела! Это что за зеркала?
Лу лужа
пословицы о воде Вода камень точит. Не зная броду, не лезь в воду. Нужно наклониться , чтобы из ручья напиться. Больше снега на полях- больше хлеба в закромах. Не плюй в колодец - пригодиться воды напиться. Чистая вода для хвори беда. На бедного везде каплет. Как с гуся вода.
Известно, что… 71% поверхности Земли – вода. В атмосфере нашей планеты вода находится в виде капель малого размера, в облаках и тумане, а также в виде пара. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса). В совокупности жидкая водная оболочка Земли называется гидросферой, а твёрдая криосферой. Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. Предположительно, зарождение жизни на Земле произошло в водной среде. Живое человеческое тело содержит от 55 % до 78 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. Для нормального функционирования организма человеку нужно усвоить около 3 литров воды за день в зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д.
Интересные факты В среднем в организме растений и животных содержится более 50 % воды. В составе мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем количество воды в Мировом океане . При средней глубине в 3,6 км Мировой океан покрывает около 71 % поверхности планеты и содержит 97,6 % известных мировых запасов свободной воды. Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю, и её толщина была бы 3 км [. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64 м и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой . Морская вода при обычной её солёности 35 ‰ замерзает при температуре −1,91 °C Иногда вода замерзает при положительной температуре. При определённых условиях (внутри нанотрубок) молекулы воды образуют новое состояние, при котором они сохраняют способность течь даже при температурах, близких к абсолютному нулю. Вода отражает 5 % солнечных лучей, в то время как снег — около 85 %. Под лёд океана проникает только 2 % солнечного света. Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде. С помощью капель воды из кранов можно создать напряжение до 10 киловольт, опыт называется «Капельница Кельвина». Существует следующая поговорка с использованием формулы воды — H2O: «Сапоги мои того — пропускают H2O». Вместо сапог в поговорке может участвовать и другая дырявая обувь. Вода — это одно из немногих веществ на Земле, которые расширяются при переходе из жидкой фазы в твёрдую (кроме воды, таким свойством обладают висмут, галлий, свинец и некоторые соединения и смеси). Вода может гореть, если ее поместить в атмосферу с фтором, иногда даже со взрывом. При этом выделяется кислород.
Состояния воды Жидкая; Твёрдая (лёд); Газообразная (туман, пар).
текучесть; при охлаждении вода сжимается, её объём уменьшается; при нагревании расширяется; не уменьшает своего объёма при переходе из жидкого состояния в твёрдое; вода хороший растворитель; Медленно нагревается и медленно остывает Свойства воды
Работа воды в природе - положительная
Вода выполняет терморегуляторную функцию, ---испаряясь с поверхности кожи человека и животных организмов и через устьица растений – -она их охлаждает.
БЕЗ ВОДЫ НЕ МОГУТ РАСТИ РАСТЕНИЯ,ОСОБЕННО НА ЗАСУШЛИВЫХ ПОЧВАХ. НЕ МОГУТ НАЛИВАТЬСЯ ПЛОДЫ.
ЗИМОЙ ПОДО ЛЬДОМ ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ НА УРОВНЕ +4 ГРАДУСА И ПОТОМУ В ВОДОЁМАХ СОХРАНЯЕТСЯ ЖИЗНЬ И РАСТЕНИЯ, УКРЫТЫЕ СНЕГОВОЙ ШУБОЙ,НЕ ВЫМЕРЗАЮТ.
Исключительна роль воды в жизни человеческого общества--- в быту , речные потоки стали источником дешевой электроэнергии, водоёмы превратились в транспортные пути и конечно же - вода источник здоровья, радости и хорошего настроения..
Работа воды в природе - Отрицательная: Ручейки талой воды становятся грозными потоками и приносят большие разрушения (они смывают и уносят с собой верхние слои плодородной почвы. Просачиваясь в землю, вода размывает и растворяет различные породы, образуя под землёй пустоты – пещеры. Наводнения (сносят мосты, разрушают берега и постройки, уничтожают посевы, уносят человеческие жизни)
ВОДА МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РАЗРУШИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ —СПОСОБСТВУЕТ ОБРАЗОВАНИЮ ОВРАГОВ, ПРОСАЧИВАЯСЬ В ЗЕМЛЮ,ОНА РАЗМЫВАЕТ И РАСТВОРЯЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ПОРОДЫ И ОБРАЗУЕТ ПУСТОТЫ-ПЕЩЕРЫ, А ФИЛЬТРУЯСЬ ЧЕРЕЗ ПОЧВУ-ВОДА ОЧИЩАЕТСЯ И ОБРАЗУЕТ ИСТОНИКИ С ЦЕЛЕБНЫМИ СВОЙСТВАМИ.
Влияние человека на воду, как на природное богатство в ходе хозяйственной деятельности человек портит огромное количество чистой воды; в год промышленные стоки загрязняют 12% мирового речного стока; в загрязнённой сбросами речной воде исчезают рыбы; От загнившей воды отравляется воздух, который становится источником тяжёлых заболеваний человека и животных.
Человек, запомни навсегда: символ жизни на земле-вода! Экономь её и береги! Мы ведь на планете не одни!
Пояснительная записка Данная презентация по теме «Вода» подготовлена к урокам природоведения по учебнику В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. «ПРИРОДА» живая и неживая .5 класс.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва.Издательский центр «Дрофа» 2010г,для учащихся 5 классов. У пятиклассников происходит сложная перестройка умственной активности. Постоянное общение с природой и её богатствами , естественный интерес к ней , наличие разнообразной информации вызывает у ребят потребность понять и объяснить многие явления природы , учитель должен сформировать чувство ответственности за сохранение природных богатств. Большую помощь в этом оказывают учебные презентации . Данная презентация ,яркие краски, рисунки, анимации позволяют учителю активно вовлекать учеников в образовательный процесс. Использовать презентацию можно при изучении новой темы , а также при закреплении материала на уроках обобщения и повторения, а также, данную презентацию можно использовать на уроках географии в 6 классах при изучении темы «Полезные ископаемые.» Учитель биологии БОУ «СОШ №129» г.Омск , Омская область. Л.И.Кокотко.