«Щупальцы мозга» Тема урока: "Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы, взаимодействие анализаторов"
Дидактическая цель Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами мультимедийных технологий.Цели по содержаниюОбразовательные: продолжить формирование понятия «анализатор» на примере вестибулярного, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного анализаторов; выяснить механизмы работы анализаторов;Развивающие: развивать способности самостоятельно решать проблемные вопросы и углублять знания о строении и функциях анализаторов; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; дать понятие о заболеваниях анализаторов и правилах гигиены.
Тип урока Изучение нового материала и первичного закрепленияМетоды обученияЧастично-поисковый, проблемный, репродуктивный, исследовательский.Приемы деятельности учителяПовторение изученного ранее материала; работа с текстом и рисунком учебника, дидактическими материалами; рассказ; обсуждение проблемы урока; эксперимент.
План урока Проверка домашнего заданияИзучение нового материалаСтроение и значение органа равновесияМышечное чувство, контроль и коррекция движения.Кожная чувствительность и ее значение.Обоняние, расположение органа обоняния, его роль в жизни человека.Вкусовой анализатор, роль вкусовых раздражений в восприятии пищи, выработка пищевых рефлексов.Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.Труды Павлова.Закрепление нового материала.Домашнее задание.
Проверка домашнего задания Что такое сенсорные системы? Что такое анализаторы? Кто впервые ввел понятие об анализаторе? Каково строение анализатора?V. Каковы функции каждого звена анализатора?VI. Перечислите известные вам анализаторы.
Проверка домашнего задания VII. Каково строение зрительного анализатора?
Проверка домашнего задания VIII. Каково строение слухового анализатора?
Проверка домашнего задания IX. Составить схему оптической системы глаза. X. Какое заболевание глаз и метод его лечения изображены на иллюстрации?
Проверка домашнего задания XI. Объясните это явление?XII. Как передвигается звук?
Проверка домашнего задания XIII. Из каких отделов состоит ухо?
Проверка домашнего задания XIV. Каково строение среднего уха?
Проверка домашнего задания XV. Какой частью уха является улитка и из чего она состоит?
Изучение нового материала 1. Строение и значение органа равновесияМешочки и полукружные каналы (рецепторы – волосковые клеткиНервные волокнаПромежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, височная доля ГМ
Изучение нового материала 2. Мышечное чувство. Контроль и коррекция движений.Рецепторы мышц и сухожилийНервыПромежуточный мозг, теменная доля ГМ
Изучение нового материала 3. Кожная чувствительность и ее значение.Рецепторы кожиЧувствительные нейроныПромежуточный мозг, темянная доля ГМ
Изучение нового материала Рецепторы осязания
Изучение нового материала 4. Обоняние. Расположение органов обоняния, его роль в жизни человека.
Изучение нового материала 5. Вкусовой анализатор. Роль вкусовых раздражителей в восприятии пищи. Выработка пищевых рефлексов.
Изучение нового материала Строение вкусового сосочка1. Вкусовые рецепторы2. Вкусовой сосочек3. Вкусовые нервы4. Железы, секреты кото-рых отмывают сосочек от воздействовавших на него веществ.
Изучение нового материала 6. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.О.И. Скороходова слепоглухонемая научилась говорить, писать, читать. Закончила институт, защитила кандидатскую, а затем, и докторскую диссертацию.
Изучение нового материала 7. Труды ПавловаИван Петрович Павлов - русский физиолог, открыл условные рефлексы и создал на их основе объективный метод изучения высшей нервной деятельности, исследовал функции пищеварительных желез с позиции учения о рефлексах, лауреат Нобелевской премии 1904 года за исследование в области медицины, присужденной ему за труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез».ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ:"Лекции о работе главных пищеварительных желез", 1897."Об отделительной работе желудка при голодании", 1897."Лекции о работе больших полушарий головного мозга", 1949.("Нервная система есть всегда больший или меньший комплекс анализаторных приборов, анализаторов. Оптический отдел выделяет для организма световые колебания, акустический - воздушные и т. д…")
Закрепление нового материала 1. Почему Павлов назвал анализаторы «щупальцами мозга»?2. Тест (см.приложение)
Закрепление нового материала Ключ к тесту:1-й вариант:1В, 2А, 3А, 4А, 5Б, 6Б, 7А, 8АВ, 9АБ, 10А, 11Г, 12А2-й вариант:1Г, 2Г, 3В, 4А, 5Б, 6В, 7Б, 8Г, 9Б, 10Б, 11Б, 12АКритерии оценки:11-12 правильных ответов – 5 баллов9-10 правильных ответов – 4 балла6-8 правильных ответов – 3 балла< 6 правильных ответов – 2 балла
Домашнее задание 1) Прочитать §52 и записи в тетрадях.2) Обратить внимание на основные положения главы 12.3) Подготовить сообщение о И.М. Сеченове.