Презентация урока по биологии Корень. Виды корней. Типы корневых систем.
Тема: Корень – вегетативный орган растения. Виды корней. Типы корневых систем. Цели урока:Образовательная: дать представление о вегетативном органе растения – корне, особенностях его строения, видах корней, типах корневых систем, функциях корня.Развивающая: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать материал, делать выводы.Воспитательная: прививать практические навыки коммуникативного общения, научить применять теоретические навыки на практике, совершенствовать навыки работы с гербарными и живыми объектами.
Оборудование:живые экземпляры растений с разными корневыми системами, таблица « Корень «Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: устный журналФормы работы: индивидуальная, групповая.Методы:репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично – поисковый.Методические приемы:беседа, лабораторная работа.Дидактические отношения:учитель- ученик, ученик - ученик, ученик – учебный материал.
Ход урока: Организационный момент ( как работаем на уроке )Работа в группах – по 6 человек в каждой группе, командир и табло учета.План работы устного журнала на доске.На доске тема урока. Ребята, определите ряд вопросов, на которые вам предстоит ответить в процессе урока:Что такое корень – как вегетативный орган растения?Какие функции выполняет корень?Какие бывают виды, типы корневых систем?Как осуществляется рост корней в почве?
Первая страничка«Устного журнала». Откроем первую страничку « Устного журнала « ( Решение биологических задач в группах. Итог – определение корень ).Ребята, я хочу вас пригласить совершить вместе со мной « путешествие « в загадочный мир вегетативного органа, который неопределенно долго вырастает в длину в почве, благодаря деятельности верхушечной системы.Он выполняет разнообразные функции. О каком вегетативном органе пойдет речь? Вы наверно догадались? Ответ: Корень относят к вегетативному органу растения, в переводе с латинского слова « вегетативус « - обозначает « растительный «.
Какие еще органы растения относятся к вегетативным – побег ( стебель, листья, почки ). Что осуществляется за счет вегетативных органов – рост, питание растения.На доске: Цикорий обыкновенный.Подпишите названия органов растения – на доске и в группах. Обведите тот орган, о котором пойдет речь на уроке.
Цикорий - обыкновенный
Вторая страничка «Устного журнала « Откроем вторую страничку « Устного журнала « и познакомимся с функциями корня через решение познавательных задач.Первая задача: У меня в руках комнатное растение в цветочном горшке. Я хочу его убрать из цветочного горшка, но мне очень трудно. Почему? ( решают в группах ).Первая функция: Корень укрепляет растение в почве.Без корней расти и жить не станутКак ни тонок, не приметенПод землею корешокНо не может жить на светеБез него любой цветок!
Какую еще функцию выполняет корень?Вторая задача:В одном из сказочных государств злой волшебник уничтожил у растений все корни. К чему это может привести? Поясните ответ.Два цветочных горшка с растениями. Одно растение хорошо растет, другое погибло. Почему? ( задачи обсуждают в группах и выявляют еще одну функцию )Вторая функция: Питание ( корни из почвы получают минеральные соли и воду).Третья задача:На столах морковь, попробуйте на вкус. Она сладкая, сочная. Какую еще функцию выполняет корень?Третья функция:Корень накапливает питательные вещества.Обобщите знания о функциях корня.
Корень выполняет такие функции:1. Укрепляет растение в почве.2. Питает растение.3. Накапливает питательные вещества (морковь, репа, свекла ).Дополняет учитель. Есть еще воздушные корни у орхидеи ( свисая они улавливают влагу из воздуха ), корни – прицепки у плюща ( для опоры ), ходульные корни у мангровых растений защищают от затоплений и сохраняют устойчивость; столбовидные корни ( подпорки ) на ветвях деревьев поддерживают крону дерева, образуется целая роща из одного дерева( индийский баньян ).
Давайте попробуем, ребята, сформулировать понятие корень ( самостоятельно в группах ). Лушее понятие запишем.Корень – вегетативный орган растения, который укрепляет растение в почве, обеспечивает растение питанием, накапливает питательные вещества.( понятие « корень « дети записывают в тетрадь ).
Третья страница« Устного журнала « Следующая страница « Устного журнала «, которая называется « Виды корней « ( дети работают с карточками или учебником самостоятельно ).Итог работы с немым рисунком ( подписывают виды корней ).1. Обратите внимание на карточку пункт № 2. Прочитайте и объясните. Какие виды корней существуют? Какой корень главный, придаточный, боковой?2. Подпишите немой рисунок. Ребята подписывают на местах и у доски. Сравните свой рисунок с рисунком в учебнике на странице 89, рисунок 59.
Рисунок: Виды корней
Виды корней Главный корень – развивается из корешка зародыша.Боковые корни – отходят от главного и придаточных.Придаточные корни – располагаются на стеблях и листьях.
Решение познавательных задач. Виды корней. Работа в группах ( решение познавательных задач ).Задача первая. На столе чашки с проросшей фасолью. Что первым появляется при прорастании семян? Ответ: Корень. Как называется этот корень? Ответ: Главный. Вторая задача. С куста черной смородины срезали веточку и поставили в банку с водой. Через некоторое время на нижней части ветки образовались корни. Как они называются? Ответ: Придаточные. Вывод: На уроке изучили виды корней: Главный, боковые и придаточные.
Четвертая страничка« Устного журнала « Типы корневых систем.На столах растения с разными корневыми системами ( лук, морковь, петрушка, пшеница ). Чем отличаются корни этих растений? Стержневая корневая система – выделен главный корень.Мочковатая корневая система – все корни одинаковые ( придаточные, боковыеДля того, чтобы разобраться в типах корневых систем, ребята выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу.
Лабораторная работа:Типы корневых систем.Цель: Изучить особенности строения корневых систем.
Рисунок: Типы корневых систем.
Пятая страничка« Устного журнала «Решение познавательных задач по теме «Корень « Познавательные задачиОтветьте на вопросы.У Ивы ломкой и у некоторых других растений, произрастающих на топких берегах рек, образуются корни, которые растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. Как называют такие корни? Какую функцию они выполняют?У некоторых тропических деревьев на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, которые служат подпорками. В чем состоит их биологическое значение?У растений, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образуются корни, свободно свисающие вниз. Как называются такие корни? Какую функцию они выполняют?
Обобщение изученного материала по теме « Корень « Дать понятие корень.Назвать функции корня.Какие виды корней вы знаете?Какие вы знаете типы корневых систем? ( работа в группах ).Использование наглядных пособий для актуализации знаний учащихся.Домашнее задание: п. 19, придумать свои задачи по теме « Корень «.