Тема самообразования: «Активизация деятельности учащихся в результате использования нетрадиционных методов обучения на уроках биологии». Игровые методы обучения на уроках биологии. 900igr.net
Цели: 1.Активизировать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности с помощью игр. 2.Прививать интерес и любовь к биологии, вырабатывать позитивное отношение к природе, воспитание всесторонне развитой личности, расширению кругозора. 3.Развивать познавательные и творческие способности , интуицию и внимание, логическое мышление.
Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии. В настоящее время известны различные нетрадиционные формы проведения уроков: Уроки – деловые игры. Уроки –соревнования. Уроки – пресс-конференции. Уроки по типу КВН. Театральные уроки. Уроки с групповыми формами работы. Уроки взаимообучения. Уроки, которые ведут учащиеся. Уроки – зачеты. Бинарные уроки. Уроки – обобщения. Уроки – лекции. Уроки – конференции. Уроки – семинары. Уроки – экскурсии. Уроки - игры.
Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в них игрового элемента. Игра – естественный спутник жизни в жизни человека , источник радостных эмоций,обладающий воспитательной силой. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету.В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: ребята учатся считаться с интересами других, развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина. « УЧИТЬ ИГРАЯ» - заповедь современной школы. Использование элементов занимательности на уроках прочно вошли в жизнь школы, дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, способствует выработке позитивного отношения к природе.
Приведу несколько примеров использования игровых приёмов на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Игра «Лото» Учитель раздает ученикам альбомные листы, на которых приклеены картинки растений из изученных семейств (см. стр.29 и 30) набор маленьких полосок, на которых написаны названия семейств Ученики должны на картинки с растениями разложить полоски с названиями семейств, к которым они относятся. Учитель проверяет результаты и выставляет в зачетный лист оценку за игру: «5» - если нет ни одной ошибки, «4» - если одна ошибка, «3» - если две ошибки и «2» - если ошибок три и более.
ЛОТО: вариант 1
ЛОТО: вариант 2
Игра «Домино» Учитель раздаёт ученикам картонные карточки, на которых по принципу обычного домино приклеены по 2 картинки растений из изученных семейств. (см. на стр. 13 – 17: сканированы 15 карточек) Ученики по очереди делают ходы - выкладывают карточки, так, чтобы радом оказались картинки растений из одного семейства. Учитель, наблюдая за игрой, выставляет оценки, учитывая количество сделанных ошибок: за одну допущенную ошибку – «4», за две ошибки – «3», а если более двух ошибок, то «2» По результатам всех пяти игр ученикам выставляется итоговая оценка, которая пойдёт в журнал.
1. Ребус "Хвойные растения" Какое значение имеют хвойные растения в природе?
№1 Хвойные — основные лесообразующие породы.
2. Ребус «Воздух в хвойном лесу» Почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий – микробов?
№2 Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.
3. Ребус «Древесина хвойных растений» Какие особенности есть у древесины хвойных растений?
№3 Древесина хвойных содержит смоляные ходы.
4. Головоломка-пословица 1 Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.
№4 Дерево погубить — в пять минут, а вырастить его — годы пройдут.
5. Головоломка-пословица 2 По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу, объясните ее смысл.
№5 Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
10. Лабиринт "Симбиоз" На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза.
№10 1.белый гриб - сосна, дуб, ель. 2.маслёнок – лиственница. 3. подберёзовик – берёза, осина
11. Чайнворд «Ботаника» Гигантское дерево африканских саванн, живущее более 5000 лет. Лиственное дерево с твердой древесиной. Соцветие подорожника. Хвойное дерево. Сочное соплодие одноименного южного растения. Генеративный орган высших растений. Лиственное дерево рода клен. Королева цветов. Фруктовое дерево, образующее плод — крупную, сладкую, сочную костянку желтого цвета. Кустарник и его вкусные ягоды. Декоративное растение семейства астровых. Комнатное и садовое, красиво цветущее растение. Самое распространенное в средней полосе России фруктовое дерево. Плод груши. Кустарник с плодами орехами. Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета. Южное растение с видоизмененными листьями-колючками.
№11 1. Баобаб. 2. Бук. 3. Колос. 4. Сосна. 5. Ананас. 6. Семя. 7. Явор. 8. Роза. 9. Абрикос. 10. Смородина. 11. Астра. 12. Азалия. 13. Яблоня. 14. Яблоко. 15. Орешник. 16. Колокольчик. 17. Кактус.
9. Плетенка «Хвойные» По горизонтали и по вертикали здесь переплетены названия 9 голосеменных растений и одного продукта, получаемого в виде крупы из тропического голосеменного растения, похожего на пальму. Часть букв в плетенке скрыто.
№9 По горизонтали: гинкго, эфедра, гнетум, саго. По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель.
Игра «Кросс – вопрос» универсальная игровая форма для любой контрольной работы Урок учитель начинает со стихотворения: «Все на кросс! Все на кросс! Начинаем «Кросс – вопрос»! Все на старт! По ходу кросса Будут разные вопросы, Кто на все ответит, тот Путь до финиша пройдёт!» Суть игры в том, что около различных письменных заданий указано количество километров, которое «пробегут» ученики, если они выполнят задания верно: чем сложнее задание – тем больше километров «пробежка», обязательно включаются и занимательные задания, но их километраж невелик. Оценки выставляются в зависимости от количества километров, которые «пробежали ученики («5» получают «добежавшие» до финиша)
Игра «Бросай – ка» (по теме «Корень») Цель: проверить у учащихся знания о строении и функциях корня и умение распознавать типы корневых систем на гербарном материале и повторить основные вопросы из ранее изученных тем
Для игры необходимо склеить кубик с разноцветными гранями: Ученики работают по одному или в парах. Они по очереди кидают на своей парте кубик и отвечают на вопросы или выполняет задания в зависимости от цвета выпавшей грани: красная грань (их на кубике 3, т.к. основанная цель проверить знания и умения именно по этой теме) – вопросы по теме «Корень» голубая грань – вопросы из ранее изученных тем желтая – практические задания зеленая – занимательные задания (загадки о растениях) За каждый верный и полный ответ пара получает 2 жетона, если ответ неполный – 1 жетон, а второй жетон получает пара, которая дополнила ответ. По количеству набранных в течение игры жетонов подводятся итоги - распределяются места и выставляются оценки: за 1, 2 и 3 место –«5», за 3 и 4 место – «4», остальным – «3», а если пара за всю игру не набрала ни одного жетона, то получает «2».
Вопросы и задания для игры: Вопросы по теме: «Корень»: 1. Перечислите виды корней. 2. Какие корни называют боковыми, а какие придаточными? 3. Что такое корневая система? Назовите типы корневых систем. 4. Сравните стержневую корневую систему с мочковатой. Назовите по 1 растению с разными корневыми системами. 5. Назовите по порядку зоны корня. 6. Где находится корневой чехлик? Каково его значение? 7. Между какими зонами находится зона деления? Каково её значение? 8. Между какими зонами находится зона роста? Каково её значение? 9. Между какими зонами находится зона всасывания? Каково её значение? 10. Чем зона всасывания отличается от других зон корня? 11. Где находится зона проведения? Каково её значение? 12. Что произойдет, если у корня исчезнет корневой чехлик? 12. Какая зона находится между корневым чехликом и зоной роста? А между зонами проведения и роста? 13. Что произойдет, если у корня исчезнет хона всасывания? 13.Как образуются корнеплоды? Приведите примеры растений с корнеплодами. 14. Как образуются корневые шишки? Приведите примеры растений с корневыми шишками. 16. Назовите функции корня.
Такие дидактические игры проводятся как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения, создает творческое сотрудничество.