Кобелева С.А. Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала Тема урока: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг
Цели урока: Углубить знания о строении и функциях спинного мозга; Познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов. Стимулировать развитие познавательного интереса Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга
Нервная система Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур. Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды
Зафиксируйте в тетради схему
Строение центральной нервной системы Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов. Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.
Головной мозг Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют
Мозжечок Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц
Продолговатый мозг Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.
Нейрон Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе. Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты.
Болезни нервной системы Арахноидит Невроз Инсульт Паралич
Арахноидит Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки. Заболевание развивается быстро с переходом в хроническую форму Причины: Грипп Ревматизм Хронический тонзиллит Отит Черепно-мозговая травма
Невроз(признаки) Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями Высокая чувствительность к стрессам Плаксивость Тревожность Чувствительность к громким звукам Расстройства сна Потливость, сердцебиение Причины: Хронический стресс Истощение нервной системы Трудоголизм Переутомление Истощающие организм заболевания
Инсульт Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций. Причины: Гипертоническая болезнь Атеросклероз Заболевания сердца Эмоциональное или физическое перенапряжение
Паралич Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы Причины: Воспалительные процессы Травмы Опухоли нервной системы Нарушения кровообращения
Кто лечит заболевания нервной системы человека? Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую
Профилактика заболеваний Здоровый образ жизни Рациональное питание Здоровый, полноценный сон Избегать нервных срывов Получение положительных эмоций
Домашнее задание §46 Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.
Литература: А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш « Биология. Человек.8-класс» (М.: Вентана-Граф, 2003). Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., дораб.- М„: Вентана-Граф, 2004. Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 1999. Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000.