Исследовательская работа Тема: Солоник, солонка.Автор: Белопильский Владик 8 лет.МОУ ДОД «Дом детского творчества»Руководитель: Федосеева В.К.г. Каргополь 2007г.
«Чтобы прошлое несло радость в настоящее, изучай рукомесло чудеса творящее»
На занятиях в мастерской «Берестяная фантазия» научились делать 3 вида солонок, но побывав на выставке, увидели ещё несколько новых солонок и решили поработать над этой темой. Результат: нашли и изготовили ещё 16 видов этих изделий, но и это не предел.
Отзовись бессолье – ударом!Без неё не прожить на земле!Государыня – соль!И не даромСолоницаКак трон на столе.
Поражает многообразие форм, размеров солоников от простых геометрических до изделий, изображающих животных и водоплавающих птиц.
Нет одинаковых и безликих изделий. У каждого из них отличительные черты. У каждого мастера свая манера изготовления. Прослеживается мудрая целесообразность выбора формы изделия и простота работы. Красота, прочность, удобство вещи в практическом применении очевидно.
Одни хороши в дороге, другие удобны на охоте, рыбалке, дома. Домашние солонки плели в виде небольшого сосуда с квадратным дном и несколько суженным верхом.
В поле брали солонки «Г» – образной или бутылеобразной формы: маленькие со спичечный коробок или довольно объёмные, на целую артель. Полевые солонки закрывались деревянной пробкой.
Ловко сплетенные из берестяных лычек, дорожные солоники раскрашивали в шахматном порядке, каждый ряд плетения в особый цвет. В целом получается ослепительная радуга, особенно выделяющаяся среди лесной зелени.
В плотно сплетённых солонках соль не отсыревает. Такая посуда удобна для транспортировки: она легка и не бьется. Кроме соли в солониках хорошо сохраняются крупы и чай. Тут не заведутся жучки.
Солонка открытая, в ней соль подавали на стол (коробушка или туес)Солоник – закрытая солонка с крышечкой, в нём соль брали в дорогу, на пожню или на промысел.
Отчётная работа по теме: «Солоник, солонки»
Плетение солонки с острыми краями (зубчиками)1. Заплетаем коврик 6х6.Укладываем на стол параллельно 6 лычек. К лежавшим на столе лычкам заплетают по одной лычке последовательно 6 следующих лычек, набирая коврик 6х6.Коврик должен иметь форму правильного квадрата. 2. Коврик на углах закрепляем скрепками.Для образования изделия с квадратным донышком со всех сторон коврика находим «средние точки». Эти точки и будут являться углами донышка изделия
3. Поднимаем 2 лычки (с той и с другой стороны от «средней точки»), перегибаем их через поперечный край лычки и заплетаем в уголок, приплетая к нему лежавшие от него слева и справа по 2 лычки. Плетево уплотняем, подтягиваем за концы лычек и фиксируем скрепкой. На других сторонах коврика также заплетаем уголки.Все смежные углы должны находиться на одной линии и на одинаковом расстоянии друг от друга. 4. После заплетения 4-го угла плетутся стенки солонки вверх так, что лычки, исходящие от двух смежных углов навстречу друг другу переплетаются с чётким чередованием. Скрепки, лежавшие ниже других, снимаем и свободные лычки заплетаются вверх.
5. Заплетаем стенки высотой 3 клетки, считая от одного из углов основания изделия. Плетево уплотняем. 6. Верхний край изделия оформляем зубчиками.Пересекающиеся 2 лычки (1и 2) на высоте 3 клеток, считая от основания изделия, перегибаем на себя поочерёдно через поперечную.
7. Сначала первую лычку через вторую лычку. 8. Затем вторую через первую. 9. Заправляем лычки в стенку первого слоя.
10.Перегибаем лычки соседней пары слева или справа, а затем остальные. Зубчики по всему периметру должны быть одной высоты. 11. Изделие оплетаем вторым слоем.Солонка готова
Солонка с прямым краем(с 1 по 5 плетётся как описано в плетении солонки с краями зубчики)5. Заплетаем стенки высотой 3 клетки, считая от одного из углов основания изделия. Плетево уплотняем. 6. Для образования ровного бортика в изделии находим третью пару лычек по высоте от основания
7. Перегибаем по диагонали квадрата их на себя и заплетаем в переплетение стенок. При этом первая лычка проходит поверх второй, а вторая поверх первой. На этой же высоте соседнюю пару лычек справа или слева перегибают на себя. 8. Заплетают в переплетённые стенки.Лычки в бортике должны заплестись так, чтобы образовалась целая монолитная линия.
9. Лычки второго слоя оплетают полностью изделие. Солонка готова.
Мой педагогФедосеева ВалентинаКузьминична«Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить детей познавать то, что волновало наших предков, изучать их культуру и народный быт.»
Литература: Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г. Федосеева В.К. Работа с берестой. Каргополь 2002г.Трапезников Ф.Ф. Плетение из ивового прута и берестыРаботали в фондах Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея.Теперь мы работаем над темой «Эх, лапти»