МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Русский народный костюм РУССКИХ Татьяна Сергеевна учитель швейного дела Пермский край, г. Лысьва 2012 г.
Русский народный костюм как модель мира
Мир – это система, начало существования которой имеет первопричиной Абсолют –Бога. Человек в Мире – часть системы. Человек вступал в отношения с Богом в ритме своего бытия. С помощью сотворённых им предметов и вещей человек приобщался к окружавшему его миру.
Русский народный костюм был способом взаимодействия человека с миром. Человек моделировал Вселенную в себе и на себе.
Русский народный костюм – модель мира Головной убор - отражал структуру верхнего Мира. В древних космологических воззрениях Небо – это Душа Мира, источник и первопричина жизни, и смерти. Представление о небе, как о символе бесконечности отразилось в формах диска, кольца на головных уборах.
Русский народный костюм – модель мира Одежда от плеч до подола – мир земной , в котором обитает человек.
В народе русский костюм описывают так: Пойду ль я во чисто поле –Под красное солнце,Под светел месяц,Под полетные облака,Стану я во чистом полеНа ровное место,Облаками облачуся,Небесами покроюся,На главу свою кладуКрасное солнце,Подпояшусь светлыми зорями,Обтычуся частыми звездами,Что вострыми стрелами –От всякого злого недуга.
Народный костюм – это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, порты, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство общения с Миром.
Головной убор В женском головном уборе отражалась идея неба. На нем изображалось солнце, Мировое древо, устремляющееся в небо, птицы. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник от слова «кокоть» - петух, кика – утка, сорока и т.д.
Рубаха Издавна основой основ любого русского костюма является длинная рубаха с широкими рукавами. Рубаха закрывало тело, принадлежащее «середине» и «низу». Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные -для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - «горемычные».
Рубаха Рубаха украшалась вышивкой. Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Эти места как бы защищали человека от злых сил. Узоры вышивки были священными, божественными изображениями или знаками - символами, обладающими магической и оберегающей силой.
Пояс Пояс – как ствол дерева соединяет в человеке верх и низ, как пуповина соединяет зарождающуюся в чреве жизнь с матерью. Пояс – это лестница между мирами. Пояс по народным поверьям имел магическую силу: он выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь на себя большие неприятности. Более распространёнными были плетёные и тканые пояса.
Понёва Понёва изначально представляла собой распашную юбку с клетками-символами засеянного плодородящего поля. Понёва символизировала твердь земную, Мать сыру землю. Поневы так же, как и рубахи, делились на праздничные, расхожие и будничные.
Сарафан Комплект одежды с сарафаном в конце XIX - начале XX века ассоциировался в России с «национальным костюмом». Существовало три основных типа сарафана: косоклинный, прямой, сарафан с лифом.
Передник Поверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». Передник прикрывал места вынашивания и вскармливания ребёнка и сердце женщины.
Тонкая работа, изящество, художественная вышивка - все это делает славянскую одежду настоящими произведениями искусства. Ее берегли, она переходила из поколения в поколение. Зачастую праздничный костюм создавался один раз и на всю жизнь.
Русский народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота.
Викторина 1. Какие элементы мира отражает русский костюм?2. От какого слова произошло название головного убора «кокошник»?3. Как называется юбка в русском костюме?4. Какая деталь костюма получила название «занавеска»?
Список литературы и Интернет-ресурсов Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян среднего Урала в середине XIX-начале XX века /Г.Н. Чагин.- Пермский университет , 1993.«Ателье», журнал №4,5/2005, №7/2006http://savabooms.livejournal.com/539098.html http://www.slovoart.ru/node/846