Плоскорельефная резьба Ученика 5 классаСеменова Антона
История рельефной резьбы История рельефной резьбы. Уже в XI-XII веках различные виды деревообработки носили характер ремесленного производства. В летописях встречается ряд упоминаний об артелях древоделей (плотников), теслей (столяров), го-родников (специалистов по крупному строительству). В примерном перечне профессий, существовавших в крупных русских городах XI-XIII веков отмечены и резчики по дереву. Широкое распространение в русской деревянной резьбе второй половины XVII века получили также различные архитектурные мотивы в виде прямых и витых колонок, кронштейнов, раскрепованных карнизов. В это время всю резьбу покрывали великолепной позолотой, в выполнении которой русские мастера достигли необычайного искусства, делая поверхность либо матовой, либо блестящей. При этом сама позолота имела разнообразные оттенки красноватых, зеленоватых и желтоватых тоноа. В отдельных местах резьбу выполняли на цветных или расписных "под аспид" фонах (иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, сделанный в 1683-1685 годах резчиками Оружейной Палаты со Степаном Зиновьевым, Климом Михайловым и Осипом Андреевым во главе).
Рельефная резьба Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом её широко применяли для украшения интерьеров- стеновых панелей, порталов дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно
Рабочее место резчика по дереву Главный элемент любого верстака – верстачная доска. Ее чаще делают из древесины сосны толщиной 60 – 70 мм. Ширина верстачной доски 600 – 700 мм, длина 1100 – 1500 мм. Справа верстачная доска имеет зажимную коробку, а по горизонтальной поверхности с рабочей стороны – несколько сквозных отверстий размером 20 мм и с расстоянием друг от друга 50 мм для нагелей – упорных палочек или передвижного упора-дощечки с двумя вклеенными в нее нагелями на расстоянии 50 мм друг от друга
Инструменты для рельефной резьбы Он представляет собой набор прямых, U-образных и V-образных стамесок, а также угловой резец и нож-косячок. прямые стамески толщиной 3,5—5 мм, шириной 6, 12, 19, 20 мм и довольно редко — желобовидные шириной 10—12 мм. Широкие и прямые стамески применяют в основном для резания и зачистки ровных и выпуклых поверхностей, а узкие — для резания в узких местах. Прямая стамеска с округлым лезвием облегчает резание древесины твердых пород или роговых сучков. Желобовидная стамеска применяется для срезания выпуклой и глубокой стружки с прямых и выпуклых полей. Для резания и зачистки глубокого дна необходимо иметь узкую стамеску с отогнутым лезвием.
Материалы для плоскорельефной резьбы Древесина подразделяется на хвойную и лиственную, мягкую и твердую. К хвойным относятся сосна, ель, кедр, пихта, лиственница, а к лиственным — береза, дуб, бук, орех, осина, липа, клен, ольха и т. д. Для начинающих резчиков лучше всего обратиться к древесине лиственной и мягкой (липа, осина, ольха). Самый лучший материал — конечно же, липа, и именно ее чаще всего используют резчики.
Технология рельефной резьбы Один из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. Резьба невысокого, плоского рельефа орнамента. Ее выполняют так, чтобы фон вокруг всего рисунка был срезан или полностью удален на глубину 5-7 мм.В плоскорельефной резьбе изображение принимает объемные формы, сохраняя одинаковую высоту большинства выступающих плоскостей или отдельных граней при одинаковой глубине основного фона Плоскости орнамента, в свою очередь, могут быть отделаны выемками, насечками, скруглением граней и стать: вогнутыми частично прямыми или выпуклыми В технике плоскорельефной резьбы в стилизованном или реалистичном виде изображают растительный орнамент, птиц, животных и фигуры людей. Плоскорельефная резьба может быть выполнена с различными фонами: заоваленным, подушечным, выбранным, подобранным и поднутренным
Техника выполнения рельефной резьбы Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инст-рументы для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило, рельефную резьбу вы-полняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке непо-движно и поворачивают только в крайних случаях.Несмотря на большое разнообразие методов и при-емов обработки поверхности при рельефной резьбе, по-рядок ее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапами выполнения рельефной резьбы являются:- нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги;- надрез и подрезка контура орнамента;- выявление форм рельефа орнамента;- зачистка фона;- выявление мелкого рельефа орнамента;- чеканка фона.
отделка плоскорельефной резьбы Хорошо заточенной прямой стамеской, накладываю ровную фаску под небольшим углом. В закруглённых местах применяю радиусные стамески. Работа движется, и на душе как-то веселей, потому, что остался последний фрагмент и Закончив с плоскорельефной резьбой, начинаю накладывать фаску на всечку, которая в процессе переплетения с резьбой имеет нечёткие края.