Традиционный башкирский орнамент в современном трикотаже Авторы : Амадо Елена Шейчук Каролина Постнова Людмила Руководитель - Муранова Н.Н Москва, 2012 г 900igr.net
Цель – исследование семантики традиционного башкирского орнамента и возможность его использования в современном трикотаже. Задачи: 1. изучение семантики и происхождения народного орнамента башкир; 2. сравнительный анализ башкирского орнамента у разных исследователей; 3. изучение современных тенденций моды в трикотаже; 4. прорисовка эскизов изделий; 5. разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала; 6. создание коллекции трикотажных изделий.
Башкирский орнамент у разных исследователей В 1925 г. в монографии «Башкиры» С.И. Руденко впервые дал описание башкирского орнамента. В орнаменте им были опре¬делены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах
В башкирском декоративно-прикладном искусстве Бикбулатов Н.В. И Кузеева Р.Г. выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов. I орнаментальный комплекс II орнаментальный комплекс III-й орнаментальный комплекс IV-орнаментальный комплекс V-й орнаментальный комплекс VI-й орнаментальный комплекс
К проблемам происхождения мотивов башкирского орнамента обращались и археологи. Первый опыт соотнесения археологических и этнографических материалов по орнаменту башкир принадлежит С.И.Руденко, который, благодаря находкам на Алтае, относил происхождение некоторых мотивов и техники тамбурной вышивки к I тыс. до н.э. Р.Б. Ах меров истоки многих башкирских мотивов связывает с сарматскими традициями. Н.А. Мажитов соотносит с археологическими материалами V-IX вв. мотивы кускарной вышивки башкир.
Некоторые мотивы, общие для орнамента чуваш, башкир, марийцев, мордвы Башкиры Чуваши Марийцы Мордва
Цвета в башкирском орнаменте красный зеленый желтый синий
Модные тенденции 2012г Перед тем, как начать разрабатывать эскизы изделий, нам стало интересно узнать, а какие основные модные тенденции будут иметь место в новом 2012 году? Модными материалами этого года являются мех, кружево, кожа, трикотаж, бархат, шифон, шелк. Но надо отметить, что трикотаж - самый востребованный материал современности: в 2012 году из него будут изготавливаться практически все элементы одежды. В цветовой гамме применяются следующие сочетания: неброская гамма, символизирующая воздержанность и опрятность или же смелая, вибрирующая, оптимистичная, жизнерадостная палитра или же современная живописная палитра, полная контрастов. Основные цвета - бежевый, оливковый цвет, оттенки коричневого, синего и изумрудно-зеленого. Черный, белый и красный - это классика, поэтому эти цвета обязательны. «Основной девиз на 2012 год - «все новое - хорошо забытое старое». Классика смешивается с фольклорными образами и стилем casual. Модно сочетать рисунки в одном изделии, навеянные различными, часто противоположными темами и источниками. Смешение классических, фантазийных и природных мотивов».
Этапы выполнения творческой работы. Разработка технических рисунков
Разработка и прорисовка эскизов
Последовательность выполнения изделий в материале Зная значения цвета, мы выбрали цвета наиболее популярные в башкирском орнаменте: красный, желтый, зеленый и синий. Отвязали первоначальные образцы для петельной пробы на ручной двухфантурной машине «Сильвер» и «Тойота» 5 класса. Контур орнамента мы выполнили при помощи ажурного переплетения. Это переплетение служит основой для будущей вышивки тамбурным швом
И, наконец, мы приступили к вязанию
Результаты работы Подробно познакомившись с символами башкирского орнамента, с культурой башкир, ведущими направлениями в моде, нами была разработана коллекция трикотажных изделий. Для их изготовления мы разработали технические рисунки на базе изученных орнаментов и использовали цвета, актуальные в этом сезоне. В своей коллекции мы воплотили идеи традиционного башкирского орнамента в современной интерпретации.
Список литературы: 1. Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011. 2. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963. 3. История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001. 4. Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение, 2003, №9. – С.12-16. 5. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006. 6. Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979. 7. Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003. 8. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002. 9. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск. Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955. 10. Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. – С.160-182. 11. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа, 2006. 12. Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа. Сайт http://ufaschool118.narod.ru/ORNAMENT.htm 13. Сайт http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_kovry_koshmy/0-38. Статья Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент.
Терминологический словарь Тастар – полотенцеобразный платок. Им обматывали голову, оставляя открытым только лицо, один вышитый конец оставляли на груди, а другой перебрасывали на спину. Носили их пожилые женщины. Харауыс – продолговатые лоскутки холста с вышивкой. Они служили налобными повязками. Kашмау – головной убор замужних женщин на юге Башкирии - кашмау. Он состоял из плотно охватывающей голову, сплошь покрытой кораллами и монетами шапочки-шлема с отверстием на макушке. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица женщины. На спину халата от кашмау спускалась неширокая, но длинная лопасть, вышитая цветными бусинками, бисером. Лопасть должна была закрывать волосы женщины. Тамбурный шов представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой, и напоминает цепочку. Если старинные тамбурные вышивки выполнялись иглой, то в начале XX в. стали применять специальный крючок и пяльцы. Шаршау - декоративные полотенца, составляющие основное убранство жилища