ВОПРОС Что изучают лексика и фразеология?
ОТВЕТ Лексика (гр. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.
ВОПРОС ВОПРОС «Чудесный квадрат» По горизонтали запишите: 1) вид топлива; 2) упрямое животное; 3) корнеплод, 4) синоним к слову знамя.
ОТВЕТ ОТВЕТ А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!
ВОПРОС ВОПРОС Назовите антонимы в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит – война разрушает. Старый друг лучше новых двух. Друг спорит, а недруг поддакивает.
ОТВЕТ ОТВЕТ
ВОПРОС Вспомните фразеологизмы со словом голова.
ОТВЕТ ОТВЕТ
ВОПРОС
ОТВЕТ ОТВЕТ
ВОПРОС ВОПРОС Что изучает фонетика?
ОТВЕТ Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук»)– раздел языкознания, изучающий звуки речи.
ВОПРОС ВОПРОС Загадки – шутки 1. Чем кончаются день и ночь? 2. Что стоит посередине земли? 3. Чем кончается лето и начинается осень?
ОТВЕТ 1. Мягким знаком. 2. Буква М. 3. Буквой О.
Решите народную скороговорку-загадку. Решите народную скороговорку-загадку. Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок?
Три палки и четыре галки. Три палки и четыре галки.
ВОПРОС ВОПРОС Как называется наука, изучающая нормы произношения?
ОТВЕТ ОТВЕТ ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь») - правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
ВОПРОС ВОПРОС Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими?
ОТВЕТ ОТВЕТ башня – пашня борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.
ВОПРОС Что изучает морфология?
ОТВЕТ ОТВЕТ Морфология (от греч. morphe - «форма», logos - «учение») - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.
ВОПРОС Перечислите все известные Вам части речи.
ОТВЕТ ОТВЕТ
ВОПРОС ВОПРОС Назовите 5 литературных произведений, в названиях которых встречаются числительные.
ОТВЕТ ОТВЕТ С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Дюма «Три мушкетёра», М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.
ОТВЕТ
ВОПРОС ВОПРОС
ОТВЕТ ОТВЕТ
Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме. Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.
Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: Ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны. 1) а, а, а, а. 2) а, о, о, а. 3) а, а, о, о.
1) а, а, а, а. 1) а, а, а, а.
Назовите орфограмму и слова - исключения. Назовите орфограмму и слова - исключения. Ц…рк, ц…плёнок, ц…фра, ц…ган, ц…ц, панц…рь
Орфограмма «Гласные и и ы после ц». Орфограмма «Гласные и и ы после ц». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц.
Существуют ли слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд? Существуют ли слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд?
Это слова змееед Это слова змееед и длинношеее(животное)
Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок. Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок. Бе…шумный, ра…дать, бе…ударный (гласный).
Бесшумный, раздать, безударный (гласный) Бесшумный, раздать, безударный (гласный)
Что изучают синтаксис и пунктуация? Что изучают синтаксис и пунктуация?
Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Пунктуация (от лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.
Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры. Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры. [ ], и [ ]. А: «П». «П», - а. [О, …]!
1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « » Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « » Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
Ответ издателя: « » Ответ издателя: « »
Найдите ошибки в схемах: Найдите ошибки в схемах:
Что изучают морфемика и словообразование? Что изучают морфемика и словообразование?
Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы. Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы. Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.
Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова.
Значимые части слова: Значимые части слова: Приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.
Игра «Третий лишний» Игра «Третий лишний» 1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша). 2. Водитель, вода, водить. 3. Запах, пахать, пахарь. 4. Море, измор, морской (берег).
1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша) 1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша) 2. Водитель, вода, водить 3. Запах, пахать, пахарь 4. Море, измор, морской (берег)
Назовите морфологические способы образования слов в русском языке. Назовите морфологические способы образования слов в русском языке.
ПОДАРОК ПОДАРОК
Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске? Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?
Повторение – мать учения. Повторение – мать учения.
Задача - шутка Задача - шутка
В какую букву и какое число надо вписать, В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единицу?
По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать? По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать? К О О С Л Е
Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву!
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? 1. Что можно видеть с закрытыми глазами? 2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? 3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова. вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. – 383с. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. – 383с. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. д ля общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 319с. Львова С.И. Русский язык (5-11 классы): Лингвистические игры. – М.: Эксмо, 2008. – 304с. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2004.