«Соединительные О и Е в сложных словах»
Цель урока: Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е; Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах
I.Лексико – орфографическая работа Исследователь, обозреватель, летчик - испытатель
II. Попутное повторение Вставить пропущенные буквы.
III. Объяснение новой темы Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова?
При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных
Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, а какая – после мягких согласных, шипящих и Ц? ВОДОЛАЗ МЫШЕЛОВ
VI. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О И Е» Звероловство Сороконожка Железобетон
V. Чтение словарной статьи. Страница 71
IV. Контроль за пониманием темы Творческая работа (выполняется устно) Задание: заменить слова одним сложным словом.
IV. Контроль за пониманием темы 2. Работа с учебником Упражнение 167 3. Творческая работа по таблице
IV. Контроль за пониманием темы 4. Попутное повторение Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.
VII. Закрепление пыль хранить овощи тушить огонь сосать телевидение плавать море передача три бороться земля мерить
Ключ Пыль, сосать пылесос Овощи, хранить овощехранилище Огонь, тушить огнетушитель Телевидение, передача телепередача Море, плавать мореплаватель Три, бороться троеборье Земля, мерить землемер
VII. Закрепление «Диктант – молчанка». Угадай слово. Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения.
Ключ Хлопкоочистительная Кораблестроительный Светочувствительная Железобетонное Снегоочистительная
VII. Закрепление Работа с учебником. Упражнение 168.
VII. Закрепление Кроссворд . Специалист по разведению садов. Локомотив с паровым двигателем. Канал для выхода дыма из трубы. Русская народная игра – пляска. Лес, поваленный бурей. Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. Огнестрельное оружие.
VIII.Подведение итогов . стр 71, упражнение 169.