ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ Урок - практикум Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ в п. Усть-Омчуг» Магаданской области
Цель урока:Повторить и закрепить правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.
Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот. Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот. Например: 1.Море, взволнованное ветром, шумело у берегов. 2.Взволнованное ветром море шумело у берегов. (В первом предложении причастный оборот обособляется, т.к. он стоит после определяемого слова. Во втором предложении причастный оборот необособленный, т.к. он находится в предложении после определяемого слова).
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами. Например: 1.Кот, удобно устроившись на диване, безмятежно спал. 2. Удобно устроившись на диване, кот безмятежно спал. 3.Кот безмятежно спал, удобно устроившись на диване.
Всегда обособляются одиночные деепричастия. Всегда обособляются одиночные деепричастия. Например: 1.Самойлова вошла в небольшую комнату гостиницы и села, не раздеваясь, в кресло. 2.Павел, сморщившись, посмотрел на молодого франта.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Подчеркните причастный и деепричастный обороты, выделите рамкой слово, к которому относится оборот, допишите окончания, расставьте знаки препинания.
Интересно поговорить с возвративш…мся из похода туристом. Интересно поговорить с возвративш…мся из похода туристом. Пример выполнения задания: Интересно поговорить с возвратившИмся из похода
Возвратившись из похода турист рассказал много интересного. Возвратившись из похода турист рассказал много интересного. Пример выполнения задания: Возвратившись из похода, турист много инересного.
1.Повеяло близк… рекой в тумане сверкающей немо. 1.Повеяло близк… рекой в тумане сверкающей немо. 2. И приближающ…ся вечер меня тороп…т темнотой. 3. Конь стоял возле стога кар…м глазом кося. 4.Я верю: скрывшись за туманом по мне тоскуя и маня на свет… есть моя поляна, поляна красная моя! 5.И вот иду, иду тропинкой узк…, к избушк… затерявш…ся вдали.
6. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей. 6. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей. 7.Сердце слушает сказки лугов. А у яблонь ломаются ветки от наполне…ых солнц..м плодов. 8. Петух желая петь со сцены чуть свет взлета…т на плетень. 9. Покрыв столицы и деревни взвились бушуя знамёна. 10. Мы с именем Родины горы сдвигали в ней черпая силу свою.
11. Стоят овсы звеня в рассвете долгом уходит рожь под купол голубой. 11. Стоят овсы звеня в рассвете долгом уходит рожь под купол голубой. 12. Только изредка на Оке закричит заспа…м голосом буксирный пароход. 13. Кузнечик рядышком садится пригнув травинку до земли. 14.Гляжу, поднимает…ся медле…о в гору лошадка везущая хворосту воз. 15.Косы заплетённые короной ни морщинки на высоком лбу.
Задание:Допишите слова, раскройте скобки; где следует, поставьте запятые.1. (Не) подвижно лежал (передо)мною (не)большой сад весь озарё…ый и как (бы) успокое…ый серебристыми лучами луны.
2.Всё дремало всё нежилось вокруг всё как будто глядело вверх выт…нувшись (не)шевелясь и выжидая.3. Лесной зап..х усил…вает…ся слегка (по)ве…ло тёплой сыростью (в)летевший ветер около вас зам…рает.4. (Кое)где на опушках в…днеются дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и пр…слушиваются красиво повернув голову и насторожив большие трубчатые уши.
ЗАДАНИЕ:Расставьте знаки препинания; перестройте предложения, употребляя причастный оборот (вместо предложений с союзным словом КОТОРЫЙ) или деепричастный оборот (вместо одного из сказуемых).
1.Пр…мые дорожки сх…дились на сам…й середин… в круглую клумбу которая густо зар…сла астрами высокие липы окружили её ровной каймой. 1.Пр…мые дорожки сх…дились на сам…й середин… в круглую клумбу которая густо зар…сла астрами высокие липы окружили её ровной каймой. 2. Сквозь густые кусты орешн…ка которые перепутала цепкая трава спускаетесь вы на дно оврага. 3. Молчали вербы и молчали клёны и радуга которая упала в Десну глядела как(то) очень удивлё…о на пахнущую небом тишину. 4. Я гикну – кони дыш…т тяжко и остались где(то) за спиной.
5. Звёзды падают прямо в ладон…и обж…гают небесным огнём.6.(Не)зримый кто(то) ходит садом и с ветвей отряхива…т снег.7. Словно малый ребёнок который весь продрог в снегу плач…т белый ягнёнок на осе…ем лугу.
Деепричастный оборот, а также одиночные деепричастия на письме всегда выделяются запятыми (обособляются). Деепричастный оборот, а также одиночные деепричастия на письме всегда выделяются запятыми (обособляются). Причастный оборот выделяется запятыми (обособляется), если он стоит после определяемого слова.
Успехов на экзамене!!!
1.Власенков А.И. Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. (Фонетика и графика. Словообразование. Части речи.). М., «Просвещение», 1978. 192 с. 1.Власенков А.И. Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. (Фонетика и графика. Словообразование. Части речи.). М., «Просвещение», 1978. 192 с.