Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.
Основные термины и понятия Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения
Цель урока:развитие навыков связной монологической речи совершенствование артикуляционных умений( соблюдение орфоэпических норм)выполнение фонетического разбор словаЗакрепление основных орфограмм
- На какие три группы можно разделить правописание гласных в корне?- на какие группы делятся согласные?Повтори правила правописания гласных и согласных в корне слова. Выполни тестовые задания. Ответ выдели другим шрифтом или подчеркни.
Основные правила написания гласных и согласныхОрфограммы – гласные1. Проверяемая безударная гласная в корне (вода-воды )2. Непроверяемая безударная гласная в корне (корабль)3. О-Ё после шипящих (жёлтый, чёрствый )4. Ы-И после Ц (цыплёнок, циркуль, акация, сестрицын)5. И, У, А после шипящих (ширь, жито, щука)6. Чередование гласных о/а, е/и (зорька, заря, тереть, стирать).Орфограммы – согласные1. Удвоенная согласная (программа, аллея, шасси )2. Непроизносимая согласная (наездник, поздний )3. Сомнительная согласная (просьба, лодка, салазки)
Проверочная работаЧередование гласных в корне. Изл…гать, изл…жить, предпол…гать, прик…саться, прик…снешься, разл…жжение, обм…кнуть, вым…кнуть, выск…чить, попл…вок, отп…рать, пож…мать, разж…гать, выч…тать.Безударные гласные в корне. Св…дить, прим…рение, изм…рение, объед…нение, м…лодой, нар…диться, тр…стинка, од…рить, ук…р…тить, ед…ница, щ…б…танье, сум…рки, разг…вор, вин…грет, д…легат, нав…ждениеПравописание гласных после шипящих и ц. Ж…лудь, ож…г (руки), пощ…чина, чащ…ба, ц…ган, корниш…н, ц…ркуль, синиц…, чеч…тка, маж…рный, изж…га, ц…корий, ш…колад, печ…нка, ж…ри, параш…т, прож…рливый.Правописание непроизносимых согласных. Влас…ный, глас…ность, звез…ный, окрес…ность, опас…ный, праз…ный, безыскус…ный, лес…ница, ровес…ник, гиган…ский, ше…ствие, сверс…ница, ярос…ный, лан…шафт.
Орфографический диктант «Удвоенная и мнимая удвоенная согласная в корне».Ко(л, лл)аж, анте(н, нн)а, бу(ф, фф)ет, ба(с, сс)ейн, ветре(н, нн)ик, па(с, сс)аж, криста(л, лл), о(п,пп)онент, пери(л, лл)а, ге(п, пп)ард, гу(м, мм)анизм.- Какому принципу русской орфографии подчиняется написание удвоенной согласной в данных словах?(стр. 60 учебника, фонетический, традиционный или дифференцированный)
Проверь себяКоллаж, антенна, буфет, бассейн, ветреник, пассаж, кристалл, оппонент, перила, гепард, гуманизм.
Выполните задание устно В каком ряду во всех словах пропущена буква а?отр…сль, сокр…щать, р…скошный предв…рительно, ск…кать, избирательная к…мпанияблагосл…вить, безотл…гательный, диаг…нальпредпол…жительно, прор…стать, п…норама. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?оз…рять, ср…внительный, возл…житьтеплые варе…ки, высший пилота…, крепкая засте…каув…ртюра, ш…велюра, зап…ратьг…белен, кат…комба, пар…пет.
ФонетикаЧто изучает фонетика?- Какие позиции для гласных и для согласных вам известны?- Назовите согласные звуки, которые не имеют пары по какому-либо признаку.Прочитайте высказывание. Запишите данное высказывание в тетрадь в фонетической транскрипции.Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звуков, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. (Н. В. Гоголь).
Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствие для эффективного общения. Существуют общие произносительные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов. Выделите ударный звук Некролог, жалюзи, столяр, ходатайство, баловать, егоза, гравировать, астролог, комплимент, принудить, отчасти, премировать.
Проверьте себяНекролОг, жалюзИ, столЯр, ходАтайство, баловАть, егозА, гравировАть, астрОлог, комплимЕнт, принУдить, отчАсти, премировАть.
Обобщение Как называется раздел языкознания, где изучается нормативное литературное произношение и ударение? (_____________________ ).- В чем особенности произношения гласных под ударением и без ударения? (_______________________________________________ ).- В чем особенности русского ударения?
Домашнее заданиеУпр 50Упр 97Повторить параграфы 15-17