План сочинения ( часть С.1) 1.Вступление. 1 абзац (2-4 предложения)( Надо сформулировать проблему текста и «связать» вступление с основной частью)
Как написать вступление Вопросно-ответное единство. Специалисты по риторике советуют вносить элементы диалога в публичное выступление. Диалогичность не помешает и в рецензии, позволит сделать вступление более энергичным. Например: Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии.
Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем. Например: Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.
Назывное предложение. Назывное предложение в зачине также должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Например: Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.
Риторический вопрос. Далеко не любое вопросительное предложение являет собой риторический вопрос. Риторический вопрос – это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Например: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, которые рассматривает в своем тексте Л. Павлова.
5. Цитата в качестве зачина. Конечно же, для зачина подойдет далеко не каждая цитата. Цитированный фрагмент не должен быть очень объемным, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме. Например: «…Люди научились летать и люди разучились удивляться этому,» – цитирует В. Солоухин слова одного из русских писателей, призывая своих читателей задуматься над причиной «всеобщего отупения чувств». Автор подчеркивает, что многих его современников постигла «горестная утрата способности удивляться»…
Как «связать» вступление с основной частью Над этой проблемой размышляет автор текста…
2. Основная часть Комментарий к сформулированной проблеме, соединенный с позицией автора. 2 абзац (5-7 предложений) В первом предложении можно охарактеризовать, к какому типу относится выявленная вами проблема. Например: В тексте ( имя и фамилия автора) поднимается важная (сложная, актуальная, злободневная, острая) _________ проблема. В последующих предложениях (4-5) необходимо привести рассуждения автора по поводу поднимаемой им проблемы.
Типы проблем: Философские(смысл жизни, познание и самопознание, свобода и ответственность и др.)Социальные (социальная справедливость, соблюдение прав человека, демографическая проблема и др.) Политические (политика в жизни общества, демократия, национализм, шовинизм, толерантность и др.)Нравственные ( гуманизм, доброта и жестокость, честь, интеллигентность, воспитанность, дружба, конфликт поколений и др.)Экологические ( взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, глобальная экологическая катастрофа и др.)Эстетические (восприятие искусства, влияние искусства на человека, воспитание эстетического вкуса,чтение, роль книги в жизни человека, массовая культура, телевидение, интернет и др.)
Авторская позиция Отрицательное отношение: Автор с возмущением (негодованием) пишет о…; Автор неодобрительно оценивает …; Автор осуждает поступки героя; Автор огорчен…; Автор по-настоящему встревожен тем … и т.д.Положительное отношение: Автор восхищен, с особой теплотой пишет о …; страстно убеждает нас в том, что…; Автор с одобрением пишет о …; Автор сочувствует своему герою…; Симпатии автора на стороне … и т.д.Нейтральное отношение: Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…; В размышлениях автора звучит мысль о том…;, Автор доказывает, что…; Автор приводит нас к выводу о том, что…; Автор убеждавет нас в том, что… и т.д. Двоякое отношение: Автор полемизирует с (кем), С одной стороны автор …, но с другой стороны он … и т.д.
2. Основная часть Необходимо высказать собственное мнение по поднятой проблеме и подтвердить его 2-мя аргументами. 3 абзац (10-12 предложений)Например: Я полностью согласен с мнением автора и тоже считаю что…Далее 2 аргумента
Виды аргументов ИллюстративныеПримеры из художественных или публицистических произведенийКонкретные примеры из жизниПоложения официальных документовСтатистикаРеальный фактыЗаконы природы Ссылки на авторитет-Мнения выдающихся людей-Цитаты из авторитетных источниковМнение очевидцевОбщественное мнение
Вывод 4 абзац (1-3 предложения)Чему нас учит эта статья (текст). Уроки автора. Обобщение основных мыслей автора.Актуальность проблемы и пути ее решения.Призыв, обращение к читателю.Использование цитат.