Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.М. Шанского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Из теории вопроса Взаимоотношения реального мира находят свое отображение в мышлении человека, выражаясь соответствующими средствами - словами, словосочетаниями и предложениями. Связи между словами в предложении – это прежде всего отражение отношений, складывающихся в мышлении под влиянием воздействия внешней среды и внутреннего мира человека. «Язык не соотносится непосредственно с физическим миром, а остается только формой проявления мышления (а не мира), и в то же время и мышление, и язык по содержанию соотносятся с предметами и явлениями действительности, только первое соотносится с ними отношением отражения, второй – отношением обозначения». Колшанский Г.В.
Из теории вопроса Язык и мышление тесно взаимосвязаны. Именно в синтаксисе особенно ярко обнаруживается неразрывная связь языка и мышления, что находит свое выражение в строе предложения. Фраза, выражающая суждение, вопрос или побуждение, в речи реализуется предложением - коммуникативной единицей языка. Предложения, в свою очередь, объединяются в более сложные единства, отражающие совокупность суждений.
К слову сказать… Сложные конструкции (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; простые распространенные предложения, осложненные однородными членами, вводными словами, причастными и деепричастными оборотами) являются важнейшим средством выражения в языке связей, отражающих реальные отношения предметного мира и человеческих взаимоотношений. Самые разнообразные оттенки в смысловых и синтаксических отношениях между частями сложного предложения наиболее отчётливо проявляются в структуре сложноподчинённого предложения. В зависимости от целей, которые ставит перед собой пишущий, и от функционально-стилистической принадлежности текста придаточные предложения могут выражать самые различные отношения между частями сложного предложения (определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
Вспоминаем изученное 1. Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех). 2. В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения. Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом). Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения. Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) (придаточное предложение относится к слову-обращению страна). 4. Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой). Связь между главным предложением зависимой от него придаточной частью осуществляется при помощи подчинительных союзов и союзных слов в придаточной части и указательных слов в главной. Наличие двух элементов связи (в главной и придаточной частях) дает широкие возможности для их комбинаций, что обусловливает богатые возможности в выражении различных отношений.
(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами. (6)Парень спросил: (7)– Березу объезжаешь, значит? (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю. (10)Парень закурил и лениво сообщил: (11)– Ну, скоро твоей игре конец! (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя. (13)Тот охотно объяснил: (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок. (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю. (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост? (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил: (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне. (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся. (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам? (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.
(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался: (33)– Ползёшь, пацан? (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял? (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним. (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь? (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание. (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы. (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (49)Я тебе устрою баню!(50)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? (51)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька. (52)– Берёзу? (53)– Ага. (54)Вон ту.(55) Потому что будет мост… (56)Дяденька, правда срубят? (57)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (58)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он. (59)– Моя… (60)То есть она ничья. (61)Я играю с ней. (62)Правда срубят? – снова со страхом спросил он. (63)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (64)– Чего же дерево губить? (65)Он обнял Альку и прижал к себе. (66)– Расти, сынок. (67)Из тебя настоящий человек выйдет. (По Крапивину В.)
Работаем с текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. От слов какой части речи мы задаём вопрос к изъяснительному придаточному предложению? (От глагола. Кроме глагола, такими словами в СПП с придаточными изъяснительными могут быть прилагательное, наречие, существительное, которые имеют значение чувства, речи, мысли, т.е. того, что нужно изъяснить). 2. Какие союзы и союзные слова могут связывать главную часть с придаточной и выражать изъяснительные отношения в СПП? (Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов будто, что, чтобы, как, ли, якобы и т.п.) Для чего говорящий использует в речи такие предложения? (Они связаны с мыслительной, речевой деятельностью и эмоциональной сферой человека. Говорящий использует такие предложения для передачи и пояснения своих и чужих слов, мыслей, чувств. Без придаточного изъяснительного главное предложение было бы не законченным по смыслу и структурно.)
Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях
Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях
Возможные варианты речевого оформления Аргумент 1 Это утверждение можно подтвердить примерами из текста… Докажу это утверждение примерами из текста. Во-первых, в предложении… Во-вторых, в … предложении Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В предложении…. Справедливость этого утверждения можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Так, в предложении… можно найти подтверждение этой мысли. Предложение … подтверждает мысль о том, что …. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении… Например, в предложении… есть наглядное подтверждение высказанной мысли. Аргумент 2 Кроме этого, в предложении…. В качестве ещё одного аргумента можно привести пример из предложения … Также ещё одним убедительным аргументом может стать… В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
Задание Используя полученные знания и наработанные вами материалы, напишите сочинение по высказыванию Н.М.Шан- ского.
Схема 1 Тезис Рассуждение о смысле высказывания Пример явления 1, его роль Пример явления 2, его роль Вывод Схема 2 Небольшое вступление (пояснение к тезису) Пример явления 1, его роль Пример явления 2, его роль Тезис (вывод)
Литература Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976г. Дунев А.И. Сложноподчинённое предложение в аспекте культуры речи. – Санкт-Петербург Клычникова З.И. Коммуникативная природа письменной речи // Ученые записки 1-го МГПИИЯ, 1968. Максимов Л.Ю. Сложноподчиненные предложения в ряду других синтаксических единиц // Мысли о современном русском языке. – М., 1969.