Морфологический разбор деепричастия.
На уроке: 1) обобщим и систематизируем сведения о деепричастии и деепричастном обороте; 2) закрепим умение находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; 3) будем учиться использовать в речи деепричастия и деепричастные обороты.
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ МИНУТКА РЖАВЕТЬ – ЧЕРПАТЬ – БАЛОВАТЬСЯ – образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида, поставьте ударение - в каких словах букв больше, чем звуков, почему?
Исправь ошибки Граза грохочющая вдоли надвегалась. Лиловая тучя наберая силу медлено поднемалась из-за леса.
Проверь! Гроза, грохочущая вдали , надвигалась. Лиловая туча, набирая силу , медленно поднималась из-за леса.
ПРИЧАСТИЯ ПОСТОЯННЫЕ действительное или страдательное время вид НЕПОСТОЯННЫЕ полн. - краткое(страд.) род число падеж КАКОЙ? Вид Неизменяемое ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Образец морфологического разбора деепричастия Набирая - деепричастие. I.Поднималась (как?), набирая. II.Морф. призн.: неизм.ф., несов. вид. III.Как поднималась? набирая.
Выпиши из пословиц деепричастия, определи их вид. Не бравшись за топор, избы не срубишь. Не учась и лаптя не сплетёшь. Поработавши до поту и поешь в охоту. Убегая от дыма, не бросайся в огонь.
Проверь соседа! не бравшись не учась поработавши убегая
Минутки поэзии Бунин Иван Андреевич
Выпишем деепричастные обороты И ночь тянулась без конца… Порой дремотой обвевая, Шумела тише вьюга злая, Шуршала снегом у крыльца.
Продолжим. Опять привольные поля Проходят мимо нас кругами, И хутора и тополя Плывут, скрываясь за полями.
Продолжим. Змея, шурша листвой дубовой, Зашевелилася в дупле. И в лес пошла, блестя лиловой Пятнистой кожей на земле.
Выборочный диктант. (Не)задумываясь, (не)чувствовал, (не)думал, (не)присутствуя, (не)навидя, (не)чувствуя, (не)спрашивал, (не)доумевая, (не)сожалея, (не)удивился, (не)припоминал, (не)закончено.
Проверь! Не задумываясь, не присутствуя, ненавидя, не чувствуя, недоумевая, не сожалея.
ИГРА «КОРРЕКТОР» Сидя у окна, в комнату влетел воробей. Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил. Возвратясь домой, шёл дождь. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
Подумаем. ГДЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ ТАК, ЧТОБЫ В ПРЕДЛОЖЕНИИ БЫЛО ОДНО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО? ДВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА? Мальчик читал быстро переворачивая страницу за страницей
ЕЩЁ ХОЧУ УЗНАТЬ… МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ… БЫЛО ЛЕГКО… НА УРОКЕ УЗНАЛИ…
Дома: п.31, №188. СПАСИБО ЗА УРОК!