Русский язык. Урок по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик)».
Мобилизующий этап Пишет, голодный, чинит, рассказ…ик, домашний, прицеп…ик. Разделите слова на три группы в порядке увеличения в них морфем и напишите их.
В первую группу вошли слова пишет, чинит. Это глагоы в форме настоящего времени, третьего лица, единственного числа. В них две морфемы: корень и окончание.
Во вторую группу объединили слова голодный, домашний. Это имена прилагательные в форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа. В каждом слове по три морфемы: корень, суффикс, окончание.
В третью группу вошли слова рассказчик, прицепщик. Это имена существительные мужского рода, в единственном числе, именительного падежа. В этих словах по четыре морфемы.
Формулируем тему и цели урока Скажите, какой суффикс может быть в последней паре слов? (-чик- или –щик-) Подумайте, какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик(-щик). Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова: Познакомиться с... Учиться правильно…___ ___ …
Изучение нового материала Обходчик Летчик Рассказчик Перебежчик Прессовщик Бакенщик Прицепщик наборщик Назовите главный общий грамматический признак этих слов. Выделите в каждом существительном левого столбика суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним. В каком случае в суффиксе существительных –чик(-щик) пишется буква Ч?
Выделите суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним в каждом существительном второго столбика. Скажите, какая буква пишется в остальных суффиксах, когда перед суффиксом нет букв Д, Т, З, С, Ж? Сформулируйте правило правописания суффиксов существительных –чик(-щик). Сравните свою формулировку с материалом учебника.
Путеводная звезда
Закрепление изученного материала. Изво.. ..ик, прессо.. ..ик, разве.. ..ик, разно.. ..ик. Бето.. ..ик, буфе.. ..ица, экскавато.. ..ик, компьюте.. ..ик. Прока.. ..ик, аппара.. ..ик, автома.. ..ик, во.. ..ик. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду по одному «лишнему» слову. По каким признакам вы это сделали?
ПРОВЕРИМ. Извозчик, прессовщик, разведчик, разносчик. Бетонщик, буфетчица, экскаваторщик, компьютерщик. Прокатчик, аппаратчик, автоматчик, возчик.
Физкультминутка.
Словарно-орфографическая работа. Надсмотр…ик, обман…ик, лакиров…ик, приказ…ик, сдель…ик, навод…ик, артель…ик, танцов…ик. Соедините, пожалуйста, между собой первые буквы, с которых начинается корень слов с суффиксом –щик, и вы узнаете новое словарное слово. (это слово СОЛДАТ) Какие слова вы использовали для определения этого слова и почему? Кто такой СОЛДАТ? (это рядовой военнослужащий, который не относится к командному составу). Составьте предложения с этим словом.
Закрепление изученного материала (продолжение) Перепишите стихотворный текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.
Книга не просто красивая мебель Не приложение дубовых шкафов Книга – в…лшебник, умеющий небыль В быль превратить и в основу основ. 2. Книга – сове… …ик Книга – разве… …ик Книга – активный б…рец и б…ец Книга – нетленная память и веч(?)ность Спутник пл…неты Земля, наконец. (В.Боков).
ПОГОВОРИМ! О чём говорится в этом тексте? Чем является книга в жизни человека? Найдите в тексте слова, являющиеся синонимами к слову СОЛДАТ. Почему автор именно так назвал книгу? Расскажите о написании слов с пропущенными буквами. Начните со слов по теме урока, далее – с другими орфограммами. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Итог урока. Скажите, ребята, над чем мы сегодня работали. Расскажите правило о правописании букв Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик). Приведите примеры.
Домашнее задание (по выбору) Напишите миниатюру, в которой употребите как можно больше слов с изученной орфограммой. Сочините сказку о суффиксах –чик(-щик). Упражнение __________. Презентация или опорный конспект. Выучить правило на странице ______. (для всех)
Оценки за урок. спасибо за работу! До свидания.