«Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ Беседа о речевом этикете
Цели: показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, смысловая сторона, роль в языке); развивать умение аргументировать свою точку зрения; воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.
Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, Пока ты слова не сказал. Саади
При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви.
Посредством языка можно огорчать и разочаровывать друг друга, лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться, сделать людей врагами, вызвать войну, разрушать города и даже целые государства, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Язык – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.
1. Мама 2. Родные: бабушка, дедушка, папа, брат, сестра. 3. Родина 4. Бог 5. Любовь 6. Дружба 7. Мир 8. Свобода 9. Верность 10. Честь
Есть у нас одна привычка Называть друзей по кличкам. И выходит, что у нас Скотный двор — не класс.
Анатолий Лысов Дикарь А надо, что ни говори, Пресечь их брань вначале – Пресечь, покуда дикари Совсем не одичали!
Скабрёзный ― неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный.
Каковы причины употребления матерной лексики? злость; раздражение; различные эмоции; плохая привычка; хочет казаться «крутым»; невежество, невоспитанность; не хватает словарного запаса.
10. Кр-р-расота! 11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.) 12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.) 13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.) 14. У вас вся спина белая. (Шутка.) 15. Подумаешь. 16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.) 17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов. 1. Хамите. 2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) 3. Знаменито. 4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.) 5. Мрак. 6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».) 7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.) 8. Не учите меня жить. 9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка»,— при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка»,— как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
Э.Асадов О скверном и святом Тот пращур был и тёмный, и дурной, И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось, как тёмная река. Нашлись другие. Взяли подхватили И понесли сквозь годы и века… Пусть иногда кому-то очень хочется Хлестнуть врага словами, как бичом, И резкость на язык не только просится, А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут всё-таки при чём?
Ну как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец: Бранитесь или ссорьтесь как хотите, Но не теряйте звания людей. Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей! Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И всё же трудно попросту понять, Что слово “мат” идёт от слова “мать”, Сквернейшее – от самого святого! Неужто вправду за свою любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уже не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?!
“Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать.” Ф.М.Достоевский
Можно ли употреблять нецензурную лексику? Не стоит сквернословить, так как это показатель низкой культуры. Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять. Сквернословить нельзя, так как это великий грех. Иногда можно.
Употребляете ли вы матерную лексику?
Матерщинные слова в основе своей имеют ярко выраженную сексуальную семантику. Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных – т.е. в обрядах, связанных так или иначе с плодородием.
Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом… Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом. Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение. В повести “Святой отец о пользе душевной всем православным христианам”, приписываемой Иоанну Златоусту, говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:
В.Солоухин Слово о словах Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай ― не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт.
Нормальная ДНК Повреждённая ДНК
«Нет таких слов, которые может безнаказанно выбрасывать в мир человек. Вся жизнь ― вечное движение; и это движение творят мысли человека. Слово ― не простое сочетание букв. Даже если человек не знает ничего о тех силах, что носит в себе, и не думает, какие вулканы страстей и зла можно сотворить и пробудить неосторожно брошенным словом, ― даже тогда нет безнаказанно брошенных в мир слов.» Кора Антарова ″Две жизни″
Как бороться с нецензурной бранью? Бесполезно бороться: это в крови. Штрафы. Принудительные работы. Больше читать, обогащать словарный запас. Надо себя сдерживать.
Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения определяется на 10% уровнем развития медицины, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды, на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения человека к самому себе.
Итоги Попытайтесь хотя бы неделю, две недели обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте ясность мыслей, поступков, здоровье, счастье, везение и любовь ваших близких.
«Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе.» Л.И. Скворцов
Использованы иллюстрации, помещённые на сайтах: http://www.russianchicago.com/common/arc/story.php/227163 http://www.diva.by/beauty/body/burning/46439.html http://www.alumin.ru/rdv/kultura.htm http://www.sreklama.ru/images_bank/soc6/001.html http://www.bel.ru/news/culture/2004/12/04/12835.html
Для классного часа использованы материалы сайта: http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?member=203547 http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?member=203697