Мастер-класс: Мастер-класс: «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »
- создание условий для проявления познавательной активности учащихся, которую можно достичь следующими путями: - создание условий для проявления познавательной активности учащихся, которую можно достичь следующими путями: ход познания – «от учеников»; преобразующий характер деятельности обучающихся; интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся; коллективный поиск, направляемый учителем; создание педагогических ситуаций общения на уроке; гибкая структура.
продумать содержание учебной ситуации; продумать содержание учебной ситуации; продумать её и её «аранжировку»-поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.
Предмет: математика Предмет: математика Тема: единицы измерения времени Учебная задача: выполнить вычитание именованных чисел, например , 8 ч -30 мин=… Учебная ситуация: предлагаем детям задание, имеющее практическое значение, занятие в школе начинается в 8.00, прийти в школу следует за 10 минут до начала урока, дорога до школы занимает 20 минут, не позднее какого времени необходимо выйти из дома, чтобы не опоздать.
прием «привлекательная цель»; прием «привлекательная цель»; приём «удивляй»; приём «отсроченная отгадка»; приём «фантастическая добавка»; приём «лови ошибку».
Ситуация – Ситуация – проблема
Класс: 4 Класс: 4 Тема: «Единицы измерения длины. Километр» Учебная ситуация: Учащимся предлагается повторить известные им единицы измерения длины (см, дм, м), вспомнить соотношения этих единиц. Далее даётся задание измерить этими мерками длину класса. В процессе работы дети выясняют, какими мерками удобно измерять расстояния между предметами в комнате. Учитель ставит вопрос: «Какими единицами удобно измерять расстояния между населёнными пунктами? Какими единицами измеряют расстояния в космическом пространстве, на морских просторах?»
Класс: 4 Класс: 4 Тема: «Работа с печатным текстом» Учебная ситуация: Берём интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнёр задаёт герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.
Класс: 1 Класс: 1 Тема: «Моя семья» Учебная ситуация:
Класс: 3 Класс: 3 Тема: «Сказка для театра. С. Маршак «Сказка про козла»» Учебная ситуация: Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой 2-х учеников. Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, они верят в свою роль. Затем необходимо оценить, чья постановка была интереснее.
Класс: 2 Класс: 2 Тема: «Природная зона. Степь.» Учебная ситуация: учащимся после изучения темы, предлагается рассказать от имени животных, проживающих в степях, рассказать в каких условиях им приходится проживать, чем питаться и как приспосабливаться к жизни.
Учебная ситуация: Детям предлагается решить задачу. Каждому из вас гном приготовил по 3 вишенки. Сколько всего вишен? Учебная ситуация: Детям предлагается решить задачу. Каждому из вас гном приготовил по 3 вишенки. Сколько всего вишен?
возраста ребенка; возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД учащихся.
Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное. Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное. Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность. Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности. Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное. Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное. Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность. Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности. Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.