«Профилактика суицида среди подростков»
Нормативно-правовые основы ·Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», · Закон Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51, · Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г., · Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся», · План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537, · «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86; · Статья 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; · ФЗ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; · Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»); · Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Пубертатный суицид – подростковые самоубийства.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, покушения и попытки. До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.
Классификация суицидального поведения: - демонстративное поведение; - аффективное суицидальное поведение; - истинное суицидальное поведение
Общие черты, свойственные всем суицидентам (Э.Шнейдман) Общие черты, свойственные всем суицидентам (Э.Шнейдман) Цель- поиск решения. Стимул – невыносимая психическая (душевная) боль. Эмоция – беспомощность. Внутреннее отношение к суициду – двойственность (амбивалентность). Действие – бегство (агрессия). Закономерность – соответствие стилю поведения в жизни.
3 основные функции суицида (И.В.Конончук) 1. Обращение, своего рода «крик о помощи». 2. Уход от разрешения проблем, «выключение из невыносимо тяжелой жизненной ситуации». 3. Отреагирование, как способ снятия эмоционального напряжения.
Классификация основных суицидальных попыток (С.В.Бородин и А.С.Михлин): Классификация основных суицидальных попыток (С.В.Бородин и А.С.Михлин): Лично – семейные. Состояние здоровья. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением. Конфликты, связанные с работой или учебой. Материально – бытовые трудности. Другие мотивы.
Факторы подросткового суицида Факторы подросткового суицида 1.Неблагоприятная семейная обстановка. 2.Психологическая неадекватность в воспитании. 3.Подростковое одиночество. 4.Трудно протекающий пубертат. 5. Личностная импульсивность как черта суицида.
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков. Специфика суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте. Влечению к смерти в острой форме подвержены – 1,3% - 10 – 11-летние подростки, 1,9% - 12 – 13-летние подростки, 2,7% - 14 – 15-летние и 4,5% - подростки в возрасте от 16 до 18 лет
СПЕЦИФИЧНЫЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПРОЯВЛЕНИЯ. У подростков нет по-настоящему осмысленной картины смерти. Для подростка важны три сферы: семья, школа, ровесники. Причина самоубийства может казаться незначительной, пустяковой и даже случайной. На формирование суицидального поведения подростка может оказать подростковая субкультура. У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду. Подростку трудно объяснить, что с ним происходит, описать свою проблему, состояние. Для подростка, нередко, страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть. Подростковый суицид – крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по-взрослому».
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ: 32% - ОБИДА; 30% - ПРОТЕСТ; 38% - ОДИНОЧЕСТВО, СТЫД, НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ.
Общая причина суицида Социально-психологическая дезадаптация ребенка, т.е. нарушение его взаимодействия с ближайшим окружением, чаще всего с близкими ему людьми и семьей.
Зона повышенного суицидального риска Депрессивные подростки; Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были её свидетелями; Одаренные подростки; Подростки с плохой успеваемостью; Беременные девочки; Подростки – жертвы насилия.
В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить! Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближайшее окружение о своем намерении покончить с жизнью.
Суицидальные проявления внутренние внешние - суицидальные мысли; фантазии на тему смерти; суицидальные замыслы; суицидальные намерения.
Причины депрессии у подростков Негативное отношение к своему телу в период полового созревания. Приобретенная в этот период способность критически воспринимать любую ситуацию Одиночество, низкая популярность среди сверстников Трудности в обучении, низкая школьная успеваемость.
Признаки намерения совершения суицида Словесные признаки: открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.); нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему; высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).
Поведенческие признаки: Поведенческие признаки: безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; налаживание отношений с непримиримыми врагами; отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид; пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; отстранение от друзей и семьи; частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; безразличие к окружающему миру.
Ложь и правда о сиуциде Ложное суждение: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание. Ложное суждение: человек совершает самоубийство без предупреждения. Ложное суждение: склонность к самоубийству наследуется. Ложное суждение: самоубийства происходят только на верхних уровнях общества - среди политиков, писателей, артистов и т.п. Ложное суждение: все суицидальные личности страдают психическими расстрой­ствами. Ложное суждение: разговор о самоубий­стве может усилить желание человека уйти из жизни. Ложное суждение: если человек совер­шил суицидальную попытку, значит он всегда будет суицидальной личностью, и в дальней­шем это обязательно повторится
Ложное суждение: люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить. Ложное суждение: люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить. Ложное суждение: мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. Ложное суждение: все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана. Ложное суждение: человек может покончить с собой под воздействием обстоятельств даже в хорошем расположении духа. Ложное суждение: не существует значимой связи между суицидом и наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.
7 важных сведений о подростковом суициде Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости. Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях. Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию: Установите доверительные взаимоотношения с подростком. Внимательно выслушайте. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Не спорьте. Задавайте вопросы. Уважайте ребёнка, его мнение. Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни. Придайте уверенности учащемуся. Обратитесь за помощью к специалистам.
Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет. Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет.