Особенности влияния типов темперамента на обучаемость детей подросткового возраста Особенности влияния типов темперамента на обучаемость детей подросткового возраста на уроках информатики
раскрыть особенности влияния типов темперамента на обучаемость детей подросткового возраста на уроках информатики. раскрыть особенности влияния типов темперамента на обучаемость детей подросткового возраста на уроках информатики. Объектом является обучаемость детей подросткового возраста на уроках информатики. Предметом является влияние типов темперамента на обучаемость детей подросткового возраста на уроках информатики.
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; раскрыть сущность таких понятий как темперамент, темперамент и деятельность, темперамент и характер; подобрать и провести методику исследования психологической структуры темперамента у детей подросткового возраста; проанализировать результаты исследования; дать рекомендации учителю информатики.
если учитель будет учитывать особенности типов темперамента, то это будет влиять на обучаемость детей подросткового возраста на уроках информатики. если учитель будет учитывать особенности типов темперамента, то это будет влиять на обучаемость детей подросткового возраста на уроках информатики. Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, обобщение; Эмпирические: тестирование, наблюдение.
Глава 1. Влияние темперамента на формирование структуры личности 1.1. Основные компоненты темперамента….….1 1.2. Психологическая характеристика типов темперамента……………………………………....……..2 1.3.Темперамент и деятельность………..…………3 1.4. Темперамент и характер………………………..4 1.5. Характеристика подросткового возраста: психофизиологические, личностные, интеллектуальные аспекты…….....……………..….5
Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Глава 2. Исследование взаимосвязи между индивидуальными особенностями учащихся и эффективностью обучения детей подросткового возраста на уроках информатики Глава 2. Исследование взаимосвязи между индивидуальными особенностями учащихся и эффективностью обучения детей подросткового возраста на уроках информатики 2.1. Исследование психологической структуры темперамента у детей подросткового возраста…………………………………………….6 2.2. Анализ результатов исследования учащихся……………………………………………7 2.3. Учёт типов темперамента у детей подросткового возраста при проведении уроков информатики…………………………..8
На основе теоретической и практической работы можно предложить практические рекомендации учителю информатики: Типы темперамента влияют на обучаемость детей подросткового возраста, поэтому их необходимо учитывать; Результативность уроков информатики зависит от систематической работы учителя; Если учитель будет учитывать тип темперамента, то это будет способствовать достижению поставленной цели на уроке.
Особое значение в структуре темперамента имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремлении личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Особое значение в структуре темперамента имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремлении личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Компоненты темперамента 1
При учёте типов темперамента детей подросткового возрасте в 8 б классе была проведена серия уроков, в ходе которых было выявлено, что тип темперамента существенно оказывает влияние на обучаемость детей. При учёте типов темперамента детей подросткового возрасте в 8 б классе была проведена серия уроков, в ходе которых было выявлено, что тип темперамента существенно оказывает влияние на обучаемость детей. Было выявлено, что учащиеся – меланхолики часто испытывают затруднения при выполнении задания и не все до конца успевают выполнить работу. Те учащиеся, у которых в большей степени преобладает холерический и сангвинический типы темперамента, справляются гораздо быстрее с работой, поэтому таким ребятам давались дополнительные задания. При разработке уроков необходимо учитывать преобладающий в данном классе, группе темперамент детей. 8
Сангвиник обладает повышенной активностью, очень энергичен, работоспособен. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник обладает повышенной активностью, очень энергичен, работоспособен. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Холерик отличается малой чувствительностью, высокой активностью. Он несдержан, нетерпелив, вспыльчив, менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Флегматик обладает малой чувствительностью и эмоциональностью. Он ненаходчив, малоподвижен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. Меланхолик чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он неуверен в себе, робок, застенчив, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов, однако в спокойной привычной обстановке может успешно справляться с жизненными задачами. 2
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в общей работоспособности. Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в общей работоспособности. Особенности темперамента сказываются на учебных занятиях и трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам — это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. 3
Темперамент надо строго отличать от характера. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательной стороны личности (взгляды, убеждения, интересы), не определяет ценность личности, он сам преобразуется под влиянием качеств характера. Темперамент надо строго отличать от характера. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательной стороны личности (взгляды, убеждения, интересы), не определяет ценность личности, он сам преобразуется под влиянием качеств характера. Темперамент не является чем – то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом. 4
Специфическая особенность подростничества состоит в том, что с одной стороны, это типичная эпоха детства, с другой перед нами растущий человек, в усложнённой деятельности которого чётко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения. Важнейшим фактом физического развития является половое созревание, что вносит много нового в жизни подростка. Специфическая особенность подростничества состоит в том, что с одной стороны, это типичная эпоха детства, с другой перед нами растущий человек, в усложнённой деятельности которого чётко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения. Важнейшим фактом физического развития является половое созревание, что вносит много нового в жизни подростка. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию познавательного компонента Я – концепции. Для ребёнка важно знать не только то, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Интеллектуальная сфера характеризуется дальнейшим развитием теоретического рефлексивного мышления. 5
Исследование психологической структуры темперамента проводилось в период преддипломной практики, которая проходила в СОШ №6 г. Торжок с 02.02.09 по 28.02.09. Диагностика типов темперамента проводилась в 8 б классе 03.02.09. Детям были предоставлены вопросы в тестовом компьютерном варианте, руководитель проекта В. Кечин, автор В.Ю. Странников. Диагностика учащихся проводилась прямо на уроках информатики. Исследование психологической структуры темперамента проводилось в период преддипломной практики, которая проходила в СОШ №6 г. Торжок с 02.02.09 по 28.02.09. Диагностика типов темперамента проводилась в 8 б классе 03.02.09. Детям были предоставлены вопросы в тестовом компьютерном варианте, руководитель проекта В. Кечин, автор В.Ю. Странников. Диагностика учащихся проводилась прямо на уроках информатики. Цель данной работы: изучить особенности типов темперамента у детей подросткового возраста. 6
Изучив и проанализировав полученные результаты по типам темперамента, мы увидели, что большую часть класса составляют ученики, у которых преобладает холерический тип темперамента, менее всего меланхолический тип темперамента. 7
Проанализировав итоги компьютерной диагностики, а также пронаблюдав за умениями и знаниями учащихся в различных видах деятельности, можно сделать выводы: Проанализировав итоги компьютерной диагностики, а также пронаблюдав за умениями и знаниями учащихся в различных видах деятельности, можно сделать выводы: неправильно дозируется нагрузка на уроке; нет рационального подбора и распределения учебного материала; формы работы на уроке выбраны без учёта индивидуальных характеристик учащихся; учитель не достаточно объективно оценивает работу учеников на уроках информатики.