Времена года. Блок «Зима». Проект разработан Лычагиной П.А., учителем начальных классов МОУ «Алешинская основная общеобразовательная школа» Мещовский район Калужской области ТЕМА ПРОЕКТА: 900igr.net
Основополагающий вопрос Как меняется окружающая среда зимой?
Участники проекта Учащиеся 2 класса Афонина Вероника Кузнецова Ульяна Давыдов Андрей Лихачёва Анастасия
Учебный предмет Окружающий мир
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. Стали дни короче, Солнце светит мало. Вот пришли морозцы, И зима настала. И. Суриков.
Аннотация проекта Курс «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Учитывая, что данный курс охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира, в его рамках можно использовать разнообразные проекты. Проектная методика, деятельностный подход ставят каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества.
Дидактическая цель: расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе зимой; создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления; формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Методические задачи проекта: определить основные признаки зимних изменений в природе; научить определять погоду зимой по народным приметам; поиск информации о способах зимовки диких животных, подкормка зимующих птиц; научить пользоваться мультимедийной презентацией для оформления результатов; научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Проблемы: Какие характерные признаки изменений можно найти в природе зимой? Как предсказывали погоду в старину на Руси? Способы зимовки диких животных. Подкормка зимующих птиц. Как нужно заботиться о здоровье зимой?
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся) «Фенологический календарь» «Шкатулка зимних примет» «Жизнь зверей зимой» «Зимующие птицы» «Здоровье людей зимой» «Зимушка –Зима»
Прогноз погоды Клуб путешественников Диалоги о животных Здоровье Формулирование содержательных вопросов для исследований учащихся
Дидактические материалы Фенологический календарь зимы Шкатулка зимних примет
Результаты исследований Презентация «Зимушка - зима» Презентация «Зима и здоровье людей» Презентация «Звери зимой» Презентация «Зимующие птицы» Фоторепортаж
Этапы и сроки проведения ПРОЕКТА Выбор тем исследования - 20 минут Обсуждение плана работы групп – 20 минут Работа с дидактическим материалом – 2 урока Самостоятельная работа групп по выполнению исследовательского задания – 2 урока Подготовка презентаций о проделанной работе – 3 урока Защита полученных результатов – 1 урок
Информационные ресурсы: Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. В 2-х т. Т. 2. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2001. О. Казакова, Н. Сбоева, Н. Гаврилкина. Поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ВАКО. Москва. 2005. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Детская энциклопедия. Здоровый образ жизни. ЗАО «Аргументы и факты». Москва. №1. 2004. Журнал «Начальная школа». Москва. № 1. 2008. Мир вокруг нас. Учебное пособие для начальной школы. Под ред. Малышевского. Издательский пед. центр «Гриф». Калуга. 2001. Мультимедийный компакт-диск. Природа России. А. Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба». Москва. Просвещение. 2007.