Интегрированный урок в 5 классе(Экология и охрана окружающей среды. Изобразительное искусство)(2 урока по 45 минут) Тимкина Таисия ВасильевнаМОУ КСОШ «Радуга»с.КрасноселькупЯНАО Тюменская область
Тема: Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Цели: 1 Изучить основные понятия, касающиеся охраны природы. 2 Развивать навыки общения с природой, ориентируясь на ненасильственную модель поведения. 3 Воспитывать бережное отношение к природе родного края, через изобразительную деятельность.
1 Выставка рисунков учащихся, выполненных по теме. 2 Карта Ямало-Ненецкого автономного округа. 3 Художественные материалы: листы ватмана А3, простые карандаши, ластики, акварель, гуашь, кисти № 1,3,5. 4 Рабочие тетради, ручки. 5 Экран, мультимедиа проектор, презентация урока.
I Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Р.П.Ругин «Лебединая быль» Белые лебедиБелая пара влюбленная, В озеро синее с неба спустилась весной.Меж берегов, где трава серебристо-зеленая, Песня взвилась лебединая феей лесной. Песня взвилась – полутемная ночь стала белою, Из-за угора откликнулся вмиг соловей.Песня лилась над лесами под облачной пеноюИ постепенно в душе растворялось моей.
II Сообщение нового материала. 1История создания Красной книги. 1902 год – в Париже во Франции была подписана Международная конвенция по охране птиц.1948 год – был создан Международный союз охраны природы (МСОП) 1963 год – появилась первая Красная книга 1980 год – Красная книга РФ, имеет страницы: черные – животные, которые исчезли; красные – те, которые могут исчезнуть; серые – находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные; белые – о видах редких на Земле, живущих на ограниченной территории; зеленые – о видах, которые человеку удалось спасти; желтые - численность которых пока не критична, но сокращается
2 Особо охраняемые объекты Красноселькупского района. - В нашем районе функционируют Верхне-Тазовский государственный природный заповедник и Пякольский заказник.. - Плотность таких зверей как соболь, горностай, лисица, белка, заяц-беляк, лось в 2-3 раза выше, чем на сопредельной стороне, данные звери являются еще и донорами сопредельной стороны.- В верховьях рек Поколькы, Ратта, Таз богатейшие нерестилища сиговых рыб.- Нетронутые человеческой деятельностью леса, которые поддерживают гидрологический режим водостоков.- В заповеднике зарегистрированы: зимующие-28, гнездящиеся-101, пролетные-87 видов птиц. - Установлено произрастание 91 вида лишайников, 111 видов мохообразных, трех редких видов растений – пиона уклоняющегося, лилии кудреватой, гроздовника полулунного, а из лишайников – лобарии легочной.
3 Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения. На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это.Меньше радости и красоты.Оставляет нам каждое лето. А.К.Толстой «Колокольчики мои»Колокольчики мои, Цветики степные!Что глядите на меня, Темно-голубые?И о чем звените вы В день последний мая,Средь некошеной травы Головой качая? Рисунок «Колокольчики мои» Макаровой Анастасии 5«б» класс
4 Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные. Олень у коренных народов Ямала - это транспорт и постель, одежда и обувь, пропитание и лекарство. Ямал – самый крупный центр оленеводства в России, в округе принят единый закон об оленеводстве, сохранением поголовья оленей занимаются все районы округа, оленей насчитывается около 520 тысяч голов, столько же население округа (на 1 человека - 1 олень), кочует вместе с ними около 13 тысяч человек. Приходите к нам лягушки, Насекомые, зверюшки, Поселяйтесь здесь цветы, Птицы, рыбы и коты. Рисунок «Берегите природу Ямала!» Кагилевой Татьяны 5 «б» класс.
5 Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения птицы. День птиц (прилет ворон) -7 апреля Журавль или стерх – очень красивая и редкая птица. Находится под охраной. Совершенно, белая, с черными концами крыльев, красным клювом и красными лапами. МСОП она отнесена к вымирающим птицам. Гнездится только в России в двух местах: в Якутии и у нас, в ЯНАО, на болотах в низовьях Оби. Нор звериных, птичьего гнездаРазорять не будем никогда Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живется рядом. Рисунок «Дятел – санитар леса» Шамариной Юлии 6 «б» класс
6 Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения рыбы Рисунок «Берегите воды наших рек для рыб!» Софьи Ситниковой 5 «б» класс. Р.П.Ругин «Мольба природы». Качая нефть из глубины земли, Опережая плановые сроки, Не углядели, не уберегли - Спустили в реку черные потоки. Не уж-то может впрямь прийти пора- И вкуса не узнают наши внуки Не только нельмы или осетра Но даже и простой зубастой щуки?
III Сообщение задания.IV Самостоятельное выполнение творческого задания ЗАДАНИЯ: 1. Написать правила поведения на природе, начиная со слова «Нельзя…»2. Выполнить рисунок по охране природы, который можно использовать при проведении акции в защиту природы «Марш парков».
V Подведение итогов занятия. Песня на сл. Р.Рождественского, на муз.А.Пахмутовой «Просьба»1 Раненная птица в руки не давалась Раненная птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится. На траве кровавой вздрагивает птица. Припев: Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля! Рисунок «Вы их жалейте люди. Не убивайте зря!» Терещенко Юлии 5 «б класс
VI Закрепление материала. Викторина по теме. 1 Почему мы птиц считаем своими друзьями?2 Каких птиц и почему можно назвать санитарами?3 Чем полезны совы?4 Как охраняются птицы в нашей стране?5 Какая птица своей простой песней предвещает раньше других пернатых приход весны на Ямале? (Ворона)6 Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает. (Сова)7 Мать – отца не знает, но часто называет, детей знать не будет, чужим будет. (Кукушка)8 Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь)9 Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух)10 В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)11 Кто обижает зверей и ловит рыбу в запретных местах.(Браконьер)12 Где живут звери и птицы, не боясь людей? (В заповеднике)13 Где квакают лягушки и растут камыши? (На болоте)15 Что происходит, когда не бывает дождя, жарко как в пустыне. (Засуха)
VII Литература 1 Газета «Северный край» № 16 2010 год стр. 17 2 Журнал «Открытый урок» № 7 2009 год. 3 Журнал «Педагогическое творчество» № 12 2009 год. 4 Журнал «Читаем, учимся, играем» № 3 2004; № 11 2009; № 9 2009 год. 5 Пришвин М. «Моя Родина» Москва «Детская литература» 1983 год 6 Ругин Р.П. Стихотворения «Метель на ладони» М. «Современник» 1986 год 7 Толстой А.К. «Стихотворения» Москва «Советская Россия» 1983 год.