Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Приобская средняя общеобразовательная школа» Вода – вещество привычное и необычное Автор: Ковальчук Яна – ученица 4 класса Руководитель: Кидрасова Р.Д. – учитель начальных классов Приобье 2012
Цель работы: изучение удивительных свойств воды для правильного их применения в повседневной жизни. Задачи: изучить теоретический материал о данном химическом веществе: его составе и основных свойствах; выяснить, какова роль воды для всего живого на Земле; провести ряд опытов, которые позволят выявить необычные «способности» воды; разработать рекомендации для окружающих по бережному использованию воды в быту; обобщить результаты, сделать выводы и подготовить презентацию.
Вода покрывает 3/4 земной поверхности. Общий объем вод Мирового океана составляет 1,34 млрд. куб.км при средней глубине 3,8 км.
Запасы воды Вода в морях и океанах солёная. Поэтому, несмотря на большие запасы воды, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода - в реках и озёрах. Запасы пресной воды на Земле невелики – 2 млн. куб. км, т.е. общее количество пресных вод составляет около 2% от воды Мирового океана. Если даже учесть вечные льды высокогорий и полярных областей, то всё равно пресной воды окажется только 90 млн.куб.км.
Значение воды для обитателей Земли
Строение молек улы Из атомов мир создавала природа. Два атома лёгких взяла водорода. Прибавила атом один кислорода И получилась частица воды, Море воды, океаны и льды. До конца 18 века воду считали элементом. Состав воды как сложного вещества был установлен А.Лавуазье в 1783 году.
Вода в природе находится в трёх состояниях: твёрдое (снег или лёд) газообразное (пар) жидкое (дождь, вода)
Вода на Земле находится в активном движении, при изменении температуры меняет своё состояние. Этот процесс называется: Движущей силой круговорота является Солнце, а основным источником – Мировой океан.
Физические свойства воды Вода бесцветна, прозрачна Вода не имеет вкуса Вода не имеет запаха Вода не имеет формы Вода текуча Вода - растворитель
Опыт №1 Цель: Выяснить, может ли вода растворить растительное масло. В стакан налили воду комнатной температуры. Взяли ёмкость с растительным маслом и добавили масло в стакан с водой. Тщательно перемешали данный состав. Но оказалось, что масло плавает на поверхности воды.
Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде. Плотность воды выше плотности масла. Поэтому вода выталкивает более лёгкую жидкость на поверхность.
Опыт №2 Цель: Медленно и незаметно вода поднимается по стволу растения, поддерживая его жизнь. Я решила проверить, что произойдёт, если цветы поставить в окрашенную воду. Острым ножом подрезала стебель белых цветков наискосок, примерно на 2см, и быстро поместила их в стакан с красителем.
Примерно через 24 часа белые лепестки окрасились в жёлтый цвет. Вывод: Цветы, которые я использовала, были лишены корней. Тем не менее растение не потеряло способность поглощать воду. Это стало возможно благодаря процессу испарения воды растением. Основным органом испарения является лист. В результате потери воды в клетках листьев возрастает сосущая сила. Вода, преодолевая силы земного тяготения, движется вверх по стволу растения.
Опыт №3 Цель: выяснить чистоту прозрачной воды. На предметное стекло я поместила несколько капелек воды. При нагревании капельки испарились, а на стекле остались разводы. Вывод: Даже в чистой, на глаз, воде содержатся примеси различных веществ. Об этом свидетельствует и накипь, которая образуется в электрочайниках и в различных трубах.
Опыт № 4 Цель: выяснить, что произойдёт, если банку, заполненную кусочками льда, оставить при комнатной температуре. Абсолютно сухую банку наполнить кубиками льда, плотно закрыть крышкой и оставить в комнате. Лёд начинает таять, а через 20 минут на внешней стороне банки появляются капельки воды. Вывод: Тёплый воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Невидимый пар, который всегда присутствует в воздухе, оседает на стенках банки.
Опыт №5 Цель: как из воды получить цветной лёд. Для данного опыта необходимы: гуашь либо пищевой краситель, вода, формочки, нитки. Смешиваем воду с краской, заливаем получившуюся жидкость в формочки. Формочки помещаем в морозильную камеру. Примерно через два часа смесь в формочках замерзает.
Вынимаем из формочек застывшие ледяные фигурки. Такими яркими цветными игрушками можно украсить новогоднюю уличную ёлочку. Интересно, легко и красиво! Вывод: раствор воды и красителя при температуре ниже 0°С замерзает, образуя цветной лёд.
Выводы: Любое из свойств воды уникально. Человеку важно знать все свойства воды, так как он ежедневно использует это вещество для приготовления пищи и другой хозяйственной деятельности; очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Чистая пресная вода – самое главное богатство на Земле. Необходимо беречь и экономить воду. В результате исследования я изучила состав воды, её привычные и необычные свойства; выяснила значение воды для живых организмов; разработала рекомендации по бережному использованию воды в быту; подготовила презентацию и выступила перед одноклассниками.
Использованная литература: 1. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение / Авт.-сост. С.В.Дендебер, О.В. Ключникова. - М.: 5 за знания, 2008. 2. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост. Ю.И.Смирнов. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995. 3. Энциклопедия знатока «Зеленая планета». - М.: «Махаон», 2006. 4. Большая энциклопедия школьника. - М.: «РОСМЭН», 2006. 5. Бузуель С. В деревне. – М.: Планета детства, 2000. 6. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. – М.: Просвещение, 1990. 7. http://ru.wikipedia.org/wiki
Спасибо за внимание!